Восход-3М-01

В 1988 году в ходе дальнейших испытаний экипажная часть перспективной модели мотоцикла Восход-4 Спорт была унифицирована с выпускающимся на тот момент мотоциклом Восход-3М. В конечном итоге было подготовлено к внутризаводским испытаниям несколько вариантов мотоциклов; Восход-175, Восход-200 и Восход-3М-01. Ко всему прочему в КБ эстетики был подготовлен эскиз мотоцикла для нужд Госавтоинспекции.

Оставалось определиться с выбором наиболее подходящего варианта, учитывая себестоимость, трудоёмкость в изготовлении и взаимозаменяемость деталей с серийно выпускаемой моделью.

По всем параметрам подходил мотоцикл Восход-3М-01, он и был рекомендован к серийному производству, и в конце 1989 года Производственное Объединение завод им. В.А.Дегтярёва выпустило первую промышленную партию новых мотоциклов.

В течение 1987-88 гг. в ходе дополнительных испытаний двигатель мотоцикла ЗДК-175 был доработан. В частности диаметр шпилек крепления головки и цилиндра к картеру был увеличен до 10 мм. После многочасовых стендовых испытаний было выявлено, что горизонтальное расположение рёбер охлаждения головки цилиндра способствовало более стабильному тепловому режиму двигателя. Дизайн крышек двигателя и лакокрасочное покрытие двигателя в целом решено было оставить прежним, как на мотоцикле Восход-3М.

Модернизированный мотоцикл получил новое 12-вольтовое электрооборудование. Мощность  генератора составила 90 Вт, что обеспечивало надёжный запуск двигателя и хорошую работу систем  освещения и сигнализации мотоцикла на всех режимах работы двигателя. Соединение проводов ведущих к генератору осуществлялись с помощью штекерного разъёма, заключённого в пластмассовые колодки – это сделало обслуживание и ремонт мотоцикла удобнее.

Органы управления

Переключатели на мотоцикле применялись с новыми, лишёнными острых углов клавишами включения указателей поворотов, и клавишами включения режима «день-ночь». Звуковой сигнал «выдавал» 105-110 децибел и располагался под фарой на специальном, новом кронштейне, который так же являлся нижним креплением обтекателя.

Дизайн и надёжность конструкции новых указателей поворотов демонстрировали современный внешний вид и функциональность.

Экипажная часть  

Для гашения вибраций на рукоятках руля, в конструкцию верхней траверсы передней вилки были включены сайлент-блоки. Конфигурация руля осталась прежней, однако ради дополнительной жёсткости конструкции, его левая и правая половины были соединены перемычкой из профиля, а для надёжной фиксации в местах крепления, на руле имелись насечки. Новые кронштейны крепления руля изготавливались из алюминиевого сплава. С помощью двух болтов М10 основания кронштейнов через конусные сайлент-блоки крепилось к траверсе вилки. Накладки в свою очередь стягивали руль к основаниям при помощи четырёх болтов М8, а насечки на руле делали соединение более надёжным.

С целью удешевления производства, топливный бак некоторых партий мотоциклов устанавливался без резиновых накладок (нигрибсов). 

 Так же с целью удешевления производства, пробки перьев вилки и гайки рулевой колонки, вместо покрытия хромом, имели кадмированное покрытие, поверх пробок и гаек надевались декоративные пластмассовые колпачки.

На мотоцикле была применена новая выкройка чехла сидения с использованием полихлорвинилового канта.

Амортизаторы

На корпусе и верхнем кронштейне новых амортизаторов вместо лакокрасочного покрытия использовалось кадмирование. Что бы добиться надёжности конструкции задней подвески, шток и верхний кронштейн амортизатора сделали разборными, а резьбовое соединение решено было фиксировать контргайкой, на прежней модели этот узел был соединён контактной сваркой. В конструкцию амортизаторов были так же включены верхние и нижние упоры пружины, которые изготавливались из алюминиевого сплава. Благодаря использованию упоров отпала необходимость торцевой шлифовки пружин. Увеличение количества витков в пружинах способствовало улучшению качества работы амортизаторов.

Глушитель шума выпуска

С целью снижения шума впуска и выпуска совместно с МВТУ им. Баумана были разработаны новые глушители шума впуска и выпуска. 

Глушитель выпуска выполнялся с двойными стенками, обеспечивающими требуемый уровень шума выпуска. Для гашения вибраций, возникающих при больших оборотах двигателя, заднее крепление корпуса глушителя осуществлялось с помощью кронштейна и двух сайлент-блоков. Вся эта конструкция соединялась двумя болтами М12. Конструкция нового крепления глушителя шума выпуска не позволяла использовать нижние пластмассовые закрытия на мотоцикле.

Глушитель шума впуска

Новый глушитель шума впуска состоял из капронового корпуса и резиновой мембранной муфты, для надёжного соединения этих двух деталей  использовался металлический хомут. Конструкция воздушного фильтра осталась без изменений. В связи с использованием нового глушителя шума впуска, среднее пластмассовое закрытие не применялось.

Двигатель

 На новом двигателе рубашка цилиндра выполнялась из алюминиевого сплава с запрессованной гильзой из серого чугуна. Цилиндр имел пятиканальную продувку с улучшенной геометрией перепускных каналов и одно выпускное окно. С целью снижения температурной деформации гильзы при работе двигателя была применена увеличенная толщина стенки.

С целью снижения механического шума и обеспечения оптимального теплового режима был увеличен шаг оребрения рубашки цилиндра и головки, была повышена жёсткость рёбер, и предусмотрена установка виброгасителей между ними.

В цилиндре перепускные каналы имели форму так называемой отдалённой продувки, и в монолитной рубашке их оформление было выполнено литьём с применением растворимых стержней. 

Во впускном канале устанавливался обратный пластинчатый клапан, обеспечивающий оптимальное наполнение кривошипной камеры в области низких и средних частот вращения коленчатого вала двигателя. Исключался обратный выброс горючей смеси, и повышалась её однородность, в связи с этим улучшался процесс сгорания, снижался расход топлива и токсичность отработанных газов.

Применялась головка цилиндра из алюминиевого сплава с камерой сгорания, образованной двумя сферами и центральным расположением свечи. 

Рёбра охлаждения новой головки цилиндра располагались горизонтально. 

В двигателе использовался поршень, полученный жидкой штамповкой. С целью повышения механической прочности и снижения коэффициента линейного расширения, на кольца планировалось (к сожалению, только планировалось) напылять износостойкие покрытия. Для повышения жёсткости кривошипа, цапфы выполнялись цельноштампованными, заодно с маховиками.

 Применение крупного шлицевого соединения ведомого барабана сцепления с валом коробки, добавило надёжности узла.

Моторная передача была усилена за счёт применения новой цепи ПВ-9,525-1300 (на двигателе прежней модели применялась цепь ПВ-9,525-1100). Соответственно поменялась и толщина звёзд моторной передачи.

Увеличено отверстие канала смазки коренных подшипников коленвала. Планировалось изменить передаточное число в шестернях третей передачи, но, в ходе испытаний решено было оставить детали коробки (за исключением первичного вала) как есть.

Остальные детали двигателя остались без изменения.

При окрашивании облицовки мотоциклов Восход-3М-01 завод использовал  эмали жёлтого, зелёного (защитного) и красного цвета. 

В комплект к мотоциклу прилагался пластмассовый ветровой щиток, крепление которого осуществлялось четырьмя болтами М5: двумя — к  хромированным кронштейнам, которые, в свою очередь, прикручивались пробками телескопической вилки, и двумя болтами к кронштейну крепления звукового сигнала.

В целях экономии, некоторые партии мотоциклов Восход-3М-01 комплектовались кронштейнами рычагов и кронштейнами крепления руля, окрашенными в чёрный матовый цвет.

Набор инструмента оставался прежним, а мотоаптечку не прикладывали.

Дополнительно мотоцикл комплектовали дугами безопасности, окрашенными в чёрный цвет и прицепным устройством для мотоприцепов Енот и Пони.

Прицепное устройство крепилось к подножкам пассажира и к месту крепления заднего щитка. Исходя из пожеланий потребителей, на мотоцикле Восход-3М-01 применялся багажник, который крепился к подножкам пассажира, и к месту крепления седла. Дополнительно можно было установить боковые откидные  полки.

Заводом решено было использовать  на дорожном мотоцикле Восход-3М-01 пластмассовый щиток переднего колеса спортивного типа, который прошёл испытания в 1987 году на перспективной модели мотоцикла ЗДК-175-4.901КС. Для этих целей была изготовлена партия передних щитков из АВС пластика но, планам завода не суждено было сбыться.

В начале 90-х Производственное Объединение завод им. В.А.Дегтярёва как и многие предприятия страны испытывал колоссальные трудности со сбытом и с поставщиками материалов. Предприятиями смежниками срывались поставки нужных заводу деталей, и по этой причине часто приходилось останавливать главный сборочный конвейер, склады ломились от непроданной продукции, которую зачастую выдавали в качестве заработанной платы рабочим завода. 

В 1990 году стоимость мотоцикла Восход-3М-01 составляла 620 рублей.

В 1991 году заводом были установлены свободные цены на продукцию. Восход-3М стоил 1110 руб., Восход-3М-01 – 1200 руб., ЗДК-175-4ШП – 3870 рублей.

Не смотря на все трудности, выпуск мотоцикла Восход-3М-01 с 1989 по 1999 годы составил 72 915 шт. 

В 1999 году мотоцикл Восход-3М-01 был официально снят с производства, однако выпуск его продолжался до 2003 года. Заводу нужно было освободить кладовые от деталей старых моделей Восход-3М и Восход-3М-01.

В 2000 году было собрано 7 мотоциклов.

В 2001 году – 1 мотоцикл.

В 2002 году – 23 мотоцикла.

В 2003 году – 24 мотоцикла Восход-3М-01.

Так же в период с 2000 по 2003 гг. были собраны 269 мотоциклов Восход-3М-01 с платформой-приставкой.

После чего производство мотоциклов с логотипом Восход навсегда прекратилось.

Хорошо сохранившийся мотоцикл Восход-3М-01 можно посмотреть в частном музее Николая Тубаева «Мото-Ковров».

Восход-3М-01: 8 комментариев

  1. Николай здравствуйте.Подскажите пожалуйста,головка с вертикальными ребрами ставилась только на опытные образцы,или первые серийные 3м-01 были тоже с такой головкой?

  2. Приветствую. Были 3М-01 и синие. Я на таком учился ездить в конце 90ых. Точно краска была заводская.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.