ЗиД-200 «Курьер»

Инициативная группа «Старт» предложила руководству завода освоение в короткий срок новой модели мотоцикла  ЗиД-200 «Курьер». Для испытаний на завод приехали, ведущий разработчик карбюраторов фирмы Motor Jikov  и испытатель.

Испытания нового мотоцикла начались 2 июля 1996 года и завершились 23 января 1997 года, после чего начался его серийный выпуск (название «Курьер» осталось неофициальным, так как не прошло регистрацию). ЗиД-200 «Курьер» явился последним и самым совершенным серийным дорожным мотоциклом завода с 2-тактным мотором. Работниками СКБ были защищены авторские права на промышленный образец и был получен патент №46220 от 16 октября 1999. 

На мотоцикле наконец-то было реализовано большинство решений, опробованных на опытных моделях серии ЗДК ещё в середине 80-х, таких как: «верхний» глушитель с шумоизоляцией, 18-дюймовые колёса и задняя подвеска с центральным моноамортизатором и системой рычагов для придания прогрессивной характеристики.

Так же планировался выпуск мотоциклов с раздельной системой смазки. 

При модернизации выпускавшегося на тот момент мотоцикла «Сова-200» было принято решение не изменять конструкцию двигателя ЗДК-5.104, хотя следовало бы увеличить его мощность и приёмистость. Для всего этого была применена особая выхлопная система, в ходе испытаний выявлялся наиболее подходящий вариант.

Первый вариант предусматривал расположение выхлопной системы справа, второй – слева. В ней отработавшие газы в начале поступали в расширяющийся конус, снижая потери при выпуске и наполнении цилиндра рабочей смесью, а затем – в сужающийся конус, способствующий более плавному их истечению в глушитель. Такая конструкция подобранных встречных конусов ёмкостью примерно 4 литра, являясь ресивером, давала положительный эффект без увеличения расхода топлива. Этому же способствовало применение во впускном тракте небольшого (примерно 2 литра) резервуара, в котором располагался воздушный фильтр. Применение простых в изготовлении деталей вполне себя оправдало. 

В сочетании с отлаженным глушителем удалось снизить шум мотоцикла до 80 дБ. Так же предстояло изменить экипажную часть мотоцикла. Было принято решение установить дисковый тормоз переднего колеса, это заставило разработать новую конструкцию привода тормозного механизма, который стал тросовым. Для защиты тормозного диска от пыли и грязи, устанавливали закрытие из АБС-пластика (акрилонитрил бутадиен стирола). Большого труда стоила переделка задней подвески, спроектированной на опытных образцах ЗДК-175 4.101, 4.102 и 4.109 в далёком 1986 году, в шарнирах которой поначалу были применены сайлентблоки. Разработанный моноамортизатор было решено расположить вертикально и спрятать за боковыми облицовками.

Над внешним обликом нового мотоцикла поработали заводские дизайнеры, в частности был создан обтекатель под новую фару прямоугольной формы. Мотоцикл комплектовался карбюратором и топливным краном чешской фирмы Jikov.

Рама

Длина трубы рулевой колонки была увеличена на 25 мм. Однако первые партии мотоциклов имели стандартную трубу рулевой колонки. На нижнем подкосе рамы в районе рулевой колонки был приварен кронштейн крепления глушителя. Были усилены кронштейны крепления маятника, кронштейн бокового упора на новом мотоцикле располагался под левым кронштейном крепления маятника. На подседельной стойке, в верхней её части появился кронштейн крепления моноамортизатора, а в нижней – кронштейн крепления рычагов моноамортизатора. Был изменён грязевой щиток рамы, на котором помимо реле указателей поворота устанавливался и выключатель стоп-сигнала.

Для устойчивости мотоцикла, увеличенная по ширине центральная подставка выполнялась из стальных труб. Изменился по конструкции и боковой упор мотоцикла.

Передний тормоз

Был получен патент на разработанный в СКБ передний дисковый тормоз с механическим приводом.

Привод осуществлялся тросом, а довольно сложный механизм (состоящий из 28-и деталей) имел самоподвод тормозных колодок. Защитный кожух из пластмассы прикрывал тормозной механизм и диск, защищая от грязи.

Задний тормоз

Так как глушитель занял верхнее положение, серповидный рычаг заднего тормоза был заменён, на рычаг более прямой конструкции. Все детали основания задних тормозных колодок претерпели изменения, а на оси кулачка появился указатель износа тормозных колодок.

Маятник задней подвески

Длину маятника увеличили до 535 мм, с применением поперечной трубы квадратного сечения, появились кронштейны крепления рычагов центрального амортизатора. Маятник был усилен боковыми пластинами, он качался на игольчатых подшипниках. Увеличенные по длине резиновые чехлы цепи выпускались двух видов, они фиксировались хомутами. Позже применение хомутов исключили.

Передняя вилка

Основные изменения передней телескопической вилки коснулись левой подвижной трубы и кронштейнов крепления крыла. К нижней части трубы приварили кронштейн крепления суппорта дискового тормоза. В связи с использованием переднего колеса  с размером 18 дюймов, установленные на подвижных трубах вилки кронштейны крепления переднего крыла сместились вверх на 30 мм.

Так же были изготовлены заново кожухи вилки, кронштейны крепления фары, указателей поворотов и обтекателя. 

Применение на раме удлиненной трубы рулевой колонки, позволило упразднить распорную втулку между верхним рулевым подшипником и верхней траверсой.

Новые кронштейны крепления руля изготавливались из стали (на прежних моделях использовался силумин).

Двигатель

В основном двигатель остался без изменений. Спереди левой половины картера появился логотип «ЗиД», была увеличена по длине площадка под   номер двигателя, и увеличен прилив для пробки слива масла из двигателя.

Изменена форма левой и правой крышки двигателя (на левой крышке двигателя, для экспортной версии было отлито слово CHAMP (название фирмы Пери Мейсона на английском рынке).

Позже на левой и правой крышке картера появился логотип «ЗиД». Двигатель комплектовался карбюратором Jikov. В связи с использованием на мотоцикле шин с размером 18 дюймов, были изменены шестерни привода спидометра в редукторе.

Верхняя гайка заднего крепления двигателя выполнялась c пластиной. Таким образом, удалось добиться надёжности крепления двигателя. Позже, эта пластина не использовалась.

Заводом были проведены испытания мотоцикла с раздельной системой смазки, позволяющей снижать расход масла, дымность выхлопа и образование нагара на рабочих поверхностях цилиндра, головке и в выпускной системе. В передней части левой крышки двигателя, в нише, устанавливался плунжерный масляный насос РС-2, разработанный в СКБ завода.

Конструкция насоса предусматривала точную регулировку подаваемого масла в зависимости от оборотов двигателя положением ручки «газа». Привод масляного насоса осуществлялся от коленчатого вала через полиуретановую муфту, а управлялся насос через трос, соединённый через делитель с ручкой «газа», с возможностью регулировки. Масляный резервуар находился под седлом мотоцикла в районе воздушного фильтра. Небольшая партия этих мотоциклов была реализована через торговую сеть.

Электрооборудование

Основные изменения электрооборудования коснулись того, что, на мотоцикле была использована фара 42.3711 от автомобиля «Ока» с галогенной лампой АКГ12-60мощностью 60х60 Вт. Конструкция фары, обеспечивала асимметричный пучок ближнего света и отвечала требованиям ЕЭК ООН.

Панель приборов по внешнему виду отличалась новым дизайном, кроме того, на ней был установлен новый спидометр 42.3802010 с дополнительной обнуляемой шкалой (суточного пробега). 

На панели были использованы новые контрольные лампы указателя поворотов и указателя дальнего света. Эти изменения придали панели приборов современный вид и удобство при эксплуатации мотоцикла.

Топливный бак

Горловина топливного бака выполнялась с резьбой, соответственно изменена была и крышка бака. На первых партиях мотоциклов крышка топливного бака использовалась от автомобиля «Ока», с замком. В связи с использованием новой выхлопной системы, выхлопная труба которой проходила слева под баком, топливный кран переместился на правую сторону бака.  

Изменена была фигурная пластина заднего крепления топливного бака, теперь она состояла из трёх деталей.

Глушитель 

Выхлопная труба, охватывая раму снизу входила в резонатор, состоящий из двух встречных конусов.

Расположение глушителя верхнее. Глушитель состоял из резонатора, глушащей насадки и выхлопной трубы.  Глушитель и резонатор выполнялись в одной детали. Выхлопная труба соединялась с глушителем фланцевой гайкой.

Крепился  глушитель к раме с помощью двух кронштейнов через сайлентблоки. На выхлопной трубе и на глушителе устанавливались накладки, предохраняющие ногу водителя от ожогов. Покрытые хромом накладки использовались двух вариантов.

Воздушный фильтр

В конструкцию воздушного фильтра была добавлена ещё одна металлическая решётка и установлена новая крышка, предохраняющая от попадания пыли и грязи на фильтрующий элемент. Так же был установлен предохраняющий от пыли, грязи и воды увеличенный экран. Эти мероприятия увеличили срок эксплуатации элемента воздушного фильтра.

Колёса

Шины переднего и заднего колеса  на мотоцикле использовались модели Л-251 с размером 3,00х18″ Ленинградского шинного завода. Допускалась установка заднего колеса с размером шины 3,25х16″. Ободья заднего и переднего колеса отличались направлениями проштампованных отверстий под ниппеля спиц.

Экипажная часть

Переднее крыло, и багажник мотоцикла покрывались хромом. Со временем, в связи с удешевлением производства, переднее крыло, и багажник окрашивались в цвет мотоцикла.

Заново был изготовлен обтекатель.

Использование нового глушителя, повлекло за собой изменение левого закрытия.

Первые партии мотоциклов комплектовались зеркалами круглой формы, позже стали устанавливать зеркала квадратной формы.

Рама мотоциклов окрашивалась в чёрный цвет. 

Детали облицовки окрашивались в чёрный, сиреневый, вишнёвый, голубой цвета, и в цвет мокрого асфальта. Логотип на мотоцикле размещался в виде наклеек в нескольких вариантах.

Мотоцикл комплектовался довольно скудным набором инструмента.

На фотографиях мотоцикл, который был взят из первой партии, и прошёл  внутризаводские испытания.

Техническая характеристика

Длина, мм2150
Ширина, мм870
Высота, мм1250
База, мм1400
Дорожный просвет, мм150
Сухая масса, кг123
Максимальная нагрузка, кг200
Шины, дюймы 3,0018
Наибольшая скорость, км/ч107
Ёмкость топливного бака, л15
Контрольный расход топлива на 100 км по асфальтному шоссе при скорости 60 км/ч4,2

Двигатель

ТипДвухтактный, одноцилиндровый
Рабочий объём, см3196,9
Диаметр цилиндра, мм66
Ход поршня, мм57,6
Степень сжатия9,5
Максимальная мощность, л.с.15
Частота вращения коленвала при максимальной мощности, 1/мин5500
Число передач4

Выпуск мотоциклов по годам:

1996 – 15 шт.

1997 – 85 шт.

1998 – 260 шт.

1999 — 357 шт.

2000 – 203 шт. Так же в 2000 году была построена для экспорта модификация ЗиД РХ-125 со 125-кубовым двигателем мощностью 12 л.с. 22 мотоцикла этой серии были отправлены за границу.

2001 – 921 шт.

2002 – 1026 шт.

2003 – 925 шт.

2004 – 2 шт.

Пять мотоциклов ЗиД-200 Курьер были подготовлены для цирка на Цветном бульваре.

За время производства 185 мотоциклов «Курьер» были отправлены на экспорт (в основном в Иран). 

Мотопроизводство в течение 2000 года работало над выполнением английского заказа. С 12 по 17 сентября в Мюнхене на международной выставке «Интер-Мото-2000» были продемонстрированы возможности мотопроизводства «ЗиД» по удовлетворению потребностей потенциальных заказчиков.

Продукция ОАО «ЗиД» была представлена, под маркой нашего партнёра – английской фирмы «Оффроуд Леже». Среди моделей были представлены следующие: новый 4-колёсный мотоцикл, 2-колёсный мотоцикл на широкопрофильных шинах и две модификации на базе «Пилота» и ЗиД-200 «Курьер», стилизованные под спортивную технику, к которым полагался комплект, с помощью которого мотоциклы преобразовывались в эндуро.

Мотоцикл выпускался с 1996 по 2004 годы. За это время было произведено 3 816 мотоциклов ЗиД-200 Курьер.

Хорошо сохранившийся мотоцикл «ЗиД-200 Курьер» можно посмотреть в частном музее Николая Тубаева «Мото-Ковров».

ЗиД-200 «Курьер»: 6 комментариев

  1. Одна весёлая вещь, из за крепления резонатора перекрывается доступ к креплению душ безопасности, то бишь от восхода дуги не поставишь

  2. Про редуктор спидометра немножко неточно они там обычные, увеличенные ставились на четырех колесники тарпан фермер, а на курьере обысные шли.

    • На фотографии видно отличие. А на Фермере,Тарпане, ЗДК-1754ШП, шестерня червячной передачи ещё больше!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.