Модернизированный мотоцикл получил новое 12-вольтовое электрооборудование. Мощность генератора составила 65 Вт, что обеспечивало надёжный запуск двигателя и хорошую работу систем освещения и сигнализации мотоцикла на всех режимах работы двигателя.
Все соединения в электрооборудовании осуществлялись с помощью штекерных разъёмов, заключённых в пластмассовые колодки – они обеспечивали более надёжное соединение и предотвращали попадание влаги и грязи.
Для удобства управления электроприборами на мотоцикле применялись новые переключатели. Слева на пульте управления располагалась клавиша включения указателей поворотов, кнопка подачи звукового сигнала и переключатель головного света фары «дальний—ближний», правый пульт имел клавишу аварийного выключения двигателя и переключатель «день-ночь», он так же являлся корпусом ручки управления дросселем катушечного типа. Звуковой сигнал имел уровень звукового давления 105-110 децибел и располагался под фарой на специальном кронштейне. Новое реле обеспечивало бесперебойную работу указателей поворотов.
Применение в новом корпусе фары оптики типа «Европейский луч» с ассиметричным светораспределением, обеспечивало отличную видимость при ближнем и дальнем свете.
Над фарой располагалась панель приборов, корпус которой до 1985 года изготавливался из алюминиевого сплава, а с 1986 года видоизменённый корпус стал пластмассовым.
На панели размещался спидометр, замок зажигания и две контрольные индикаторные лампы. Лампа синего цвета указывала на включение дальнего света, лампа оранжевого цвета – указателей поворотов. От вибрации панель приборов защищали применённые резиновые втулки. На мотоцикле так же был применён выключатель сигнала торможения переднего тормоза, который располагался в кронштейне рычага переднего тормоза. Новый высокий руль снижал утомляемость водителя во время дальних поездок. Применение новых по форме, с утолщениями на концах рычагов управления сцеплением и передним тормозом позволяло снизить травмоопасность и напряжение на руки водителя во время движения.
Совершенно новые по форме ручки на руле изготавливались из резины чёрного цвета. Современные зеркала заднего вида в пластмассовых корпусах круглой формы, на высоких стойках вкручивались в новые кронштейны рычагов сцепления и переднего тормоза.
В конструкцию передней вилки были введены резиновые кожухи (гофры) вместо стальных стаканов, что обеспечивало надёжную защиту от попадания влаги и грязи на поверхность деталей вилки, а так же уменьшило себестоимость изделия, снизился вес, к тому же мотоцикл стал выглядеть более современно. В алюминиевые кронштейны фары были установлены световозвращатели. Фигурные резиновые кольца предохраняли кронштейны фары от вибрации. На нижней траверсе вилки устанавливалось противоугонное устройство, запираемое отдельным ключом. Передний щиток регулировался по высоте (два положения), крепление которого переместилось в верхнюю часть подвижных труб вилки.
Первые партии мотоциклов оснащались средним закрытием с прежней модели, далее, использовалось короткое, (без багажника) среднее закрытие, которое окрашивалось в цвет мотоцикла, либо покрывалось хромом.
Передний и задний грязевые щитки изготавливались по новым технологиям с применением роликов, а не штампа, как это было раньше. На задний щиток устанавливался резиновый брызговик и новый кронштейн заднего фонаря. На раме применялись откидные подножки водителя с новыми резинками. Изменения коснулись маятника задней подвески. Кронштейн реактивного упора задних тормозов располагался снизу левого пера ближе к оси маятника. С целью обеспечения надёжности узла тормозного механизма, а так же предотвращения постороннего звука при использовании задних тормозов, применялась реактивная тяга. Задняя звезда теперь помещалась в пластмассовый корпус, состоящий из двух половинок. Ступицы колёс получили другой внешний вид.
Основание переднего и заднего тормоза, а так же декоративная тарелка переднего колеса окрашивались в чёрный матовый цвет.
Глушитель обрёл более современный внешний вид. Заглушка нового глушителя крепилась двумя винтами.
Топливный бак был изменён, стал уже и выше, но ёмкость осталась прежней.
Основные изменения в двигателе мотоцикла «Восход-3М» коснулись верхней головки шатуна: вместо бронзовой втулки был использован игольчатый подшипник, что повысило долговечность кривошипно-шатунного механизма. Кикстартер нового мотоцикла устанавливался с откидной лапкой.
При окрашивании мотоциклов завод использовал широкую (какую только возможно) цветовую гамму лакокрасочного материала, и перечислять в какие цвета окрашивался мотоцикл Восход-3М, нет смысла.
В целях экономии, в конце производства мотоциклов «Восход-3М» кронштейны рычагов и накладка крепления руля окрашивались в матовый чёрный цвет.
Мотоцикл «Восход-3М» был базовой моделью для мелкосерийного производства мотоциклов «Восход-3М Турист»,
«Восход-3М Спорт»,
«Восход-3М Люкс»
и «Восход-3М Охотник»,
а так же производства следующей модели «Восход-3М-01».
Набор инструмента оставался прежним, а мотоаптечка не полагалась.
В период производства мотоцикла «Восход-3М» использовались 204 подшипники Народной Республики Болгарии, cвечные колпачки и свечи PAL, карбюраторы JIKOV-2928СЕ ЧССР.
Дополнительно мотоцикл комплектовали: ветровым щитком, дугами безопасности, боковыми и задним багажниками и прицепным устройством для мотоприцепов «Енот» и «Пони».
Пластмассовый ветровой щиток крепился четырьмя винтами. Двумя к хромированным кронштейнам, которые, в свою очередь, прикручивались пробками телескопической вилки, и двумя винтами к креплениям фары.
Дуги безопасности изготавливались из трубы диаметром 28 мм. П-образные по форме, покрытые хромом дуги имели кронштейны крепления в верхней и нижней части под один болт М8. Кронштейны стягивались между собой в верхней части через П-образный кронштейн, приваренный к переднему подкосу рамы, а внизу кронштейны крепились совместно с двигателем.
На мотоцикл можно было установить прицепное устройство для использования мотоприцепа, которое крепилось к подножкам пассажира и к месту крепления заднего щитка, или багажник с боковыми полками, либо багажник без полок, которые крепились к подножкам пассажира, и к месту крепления седла.
В 1983 году была налажена сборка мотоциклов «Восход-3М» в Сирии. С дегтярёвского завода мотоциклы поставлялись в разобранном виде на окраину Дамаска, где было организовано предприятие по сборке 2-3 тысяч мотоциклов в год. В дальнейшем было налажено производство рам и окраска всех деталей. Мотоциклы продавались в 75 магазинах страны с полным сервисным обслуживанием до конца 80-х, а затем производство было свёрнуто.
В 1983 году на смотре-конкурсе «Дизайн-83» мотоцикл «Восход-3М» был награждён Дипломом и бронзовой медалью ВДНХ. За разработку мотоцикла были награждены работники завода ми. В.А.Дегтярёва: серебряной медалью ВДНХ Бычков Евгений Васильевич, бронзовыми медалями ВДНХ Данилов Юрий Владимирович, Введенский Юрий Дмитриевич, Печёнов Владимир Павлович.
Мотоциклу был присвоен знак качества. В год 40-летия Победы над фашистской Германией был организован мотопробег.
Мотоцикл «Восход-3М» сходил с конвейера с 1983 по 1993 годы. Его выпуск превысил полтора миллиона (1 535 226 шт), что являлось рекордом мотопроизводства на заводе им. В.А.Дегтярёва за все годы.
В период 1984-1985 гг. работая на главном сборочном конвейере, мне довелось участвовать в сборке мотоциклов «Восход-3М» оранжевого цвета.
Хорошо сохранившийся мотоцикл «Восход-3М» можно посмотреть в частном музее Николая Тубаева «Мото-Ковров».
КРАСОТИЩА!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
Спасибо вам Николай за полезную информацию! Над какими проектами сейчас работаете?
Сейчас идёт реставрация Восхода-175 ШК-3.
Эх… Столько воспоминаний связано именно с этой моделью…
Отличный мотоцикл, но изменение креплений амортизаторов на маятнике, тип натяжителей цепи и силуминовые гайки на глушителях считаю изъяном.
Мне встречались три типа топливных баков: отличались шириной, высотой и даже расположением горловины.
Версии с прицепом отличались измененной главной передачей?
Огромное спасибо за эту статью!
С изъянами полностью согласен! Но, слишком хорошо — тоже не хорошо!
Фото с иным расположением горловины на баке хотелось бы посмотреть (если есть такая возможность).
Что касается прицепа — 14-ти зубовая звезда прилагалась к прицепу, а не к мотоциклу. Я естественно этот момент не отразил в статье.
Благо дарю за добрые слова.
Предполагаю что он имел ввиду о что были горловины справа и слева, у которых слева бак по высоте вроде чуть ниже, но пошире
Предположений не достаточно, нужно фото. Менять расположение горловины с производственной точки зрения не целесообразно. А вот опытный момент мог присутствовать.
Могу предоставить фото, если нужно.
У меня такой Восход 3М, с правым расположением горловины, но это переходная модель на ЗМ-01
Бак с левым расположением горловины это 3 и ранние 3м модели, позже бак стал выше и уже и горловина стала с правой стороны, позже исчезли и резиновые накладки по бокам
Класс!
Восход 3м самый узнаваемый из ковровских мотоциклов. Двигатель у него я считаю самый проблемный из серии. Из личных наблюдений. Почему то на старых ковровцах и поздних восходах с лепестковыми клапанами было меньше проблем с запуском, чем на 3-ем двигателе.
Николай у меня к вам вопрос. На восходы каких годов выпуска ставили Иковский карбюратор? Могло получится так, что в этих карбюраторах был установлен пусковой жиклер 72, с которым еще на Явах были проблемы с запуском в холода? Впоследствии размер этого жиклера был увеличен до 85. Запуск стал легче.
C 1988 года мотоциклы Восход-3М небольшими партиями комплектовались чешским карбюратором. Про то какие жиклёры менялись не ведаю. Сам сталкивался с плохим запуском двигателя, в результате поменял на К65 и всё стало замечательно.
Здравствуйте очень сильно ищу ресивер воздушного фильтра восход 3м спорт , не завалялся у вас , старенький грязный где нибудь нигде не могу найти уже больше года , прошу откликнитесь
Всем здравствуйте. У меня имеется восход 2 1971 года выпуска, так хочу отметить, что он заводится не хуже современных мопедов и скутеров. И стоит отметить неплохую работу двигателя на старом и уже редком К-36 карбюраторе. Буквально вчера завел с нескольких поворотов кикстартера…заводил в последний раз где то полгода назад. Весь секрет техники (любой) в правильных регулировках и исправности всех узлов и агрегатов.
Константин, у хорошего механика завсегда всё чётко работает.
Мечтал в детстве о таком, у одноклассника был.
Недавно в нашем ГСК гараж по решению правления заброшенный окрыли (хозяин не обьявляется уже лет 15 и долгов больше 100тр набралось).
Там стоит такой же мот, совершенно новый, пробег 7 километров. Но с номером, и документов при нем нет.
Выкупить у кооператива подумал его тысяч за 10 в счет погашения долга хозяина гаража, но как быть с тем, что он с номером и документов нет? Хозяину ни гараж ни мот не нужен, судя по заброшенности гаража и отсутствию платежей, может эмегрировал давно куда-нибудь
Здравия. Игорь, вам повезло. С таким пробегом сыскать мотоцикл большая удача. Документы можно добыть через суд.
Ностальгия навеяла…
Владел Восходом 3М 1992 года выпуска с 1992 по 1995 год. Покупал новым. За три года эксплуатации пробег составил 15 тыс.км. До Восхода имел 14-летний опыт эксплуатации (ВП-150М, Турист, Ява 360-00, Планета-3), поэтому после приобретения мотоцикл был протянут, проведены все регулировки, натяжение цепи, заизолированы соединительные колодки электропроводки, карбюратор настроен на обогащённую смесь, и мотоцикл обкатан до 5000 км. На мотоцикл установил самодельные дуги и багажник «самолёт», а так же восходовский ветровой щиток из оргстекла и центральную подставку.
Бензин — А-76, масло — дизельное. Выпускная система очищалась через 5000 км, вставки выхлопных труб — через 2000 км. За всё время эксплуатации не потребовалось замены никаких деталей. Однозначно радовала 12-вольтовая система электрооборудования, яркий свет фары уже с холостых оборотов. Двигатель ВСЕГДА легко запускался с 1-2 потяжки кикстартера. Карбюратор — К-62. Идеально работали передние амортизаторы (замена жидкости — после первых 2000 км и далее — каждые 5000 км). Цепь — родная, потребовала однократной регулировки после обкатки, смазка — графитовая.
Мотоцикл имел крейсерскую скорость 80 км/ч, а при 85 и более появлялась неприятная вибрация, зуд на рукоятках руля (ну одноцилиндровый мотор …), поэтому быстрее я его не водил. Расход топлива — литра 4,5 — 5 на сотню.
Из недостатков — сальники задних амортизаторов потекли после 2000 км, и больше колебания амортизаторы не гасили, несмотря на перезаправку. Коробка передач в первый период обкатки имела нечастые затыкания при переходе с 1-й на 2-ю, но после 2500 км приработалась. Передачи НИКОГДА не выскакивали. Сцепление после обкатки внимания к себе не требовало. Люфтов ни в нижней, ни в верхней головке шатуна, а так же в коренных подшипниках при пробеге 15000 км не появилось. Окраска и хром за 3 года не пострадали.
Эксплуатация — 80% асфальт, 20% — грунтовки и бездорожье (охота и рыбалка). Ездил в основном один. На бездорожье ОЧЕНЬ хотелось 18-дюймовые колёса (ну хотя бы переднее) ибо устойчивость на песке и грязи посредственная. Мотоцикл радовал своей неприхотливостью, в ответ на регулярное обслуживание бесперебойно работал. НИКОГДА не требовал запуска «с толкача» , не отказывал внезапно, за 15000 км не потребовал никаких дополнительных вложений.
Не могу понять. Везде пишут, что 3М начали выпускать в 1983-м. Но мне мать купила 3М в апреле 1982-го! К сожалению, не нашёл ни одного фото моего мотоцикла. Но точно помню, что рукоятка кик-стартера откидывалась, и был замок руля — а ведь это однозначные признаки 3М!
Годы производства ВЕЗДЕ в интернете указаны с ошибкой. Мне купили этот мотоцикл в апреле 1982-го года! Спутать невозможно — отчётливо помню бак с резиновой полоской посередине
Уведомление: Ковровчанин Николай Тубаев собрал более 70 экспонатов ретро-мотоциклов - GORODKOVROV.RU