Игорь Михайлович Григорьев попросил, чтобы статья о нем так и называлась: «Вся жизнь на колесах», и объяснил: от того момента, как его отец на «полуторке» вез в роддом его мать и забирал из роддома, и по сегодняшний день, он – все время на колесах…
Родился Игорь Григорьев 16 февраля 1934 года в городе Острогожск, что в 90 км от Воронежа. Пережив военный голод, он в 1944 году оказался в Львове, и в возрасте 17-ти лет (с 1951 года) начал заниматься мотокроссом. Первым мотоциклом его был К-125 (знаменитая «Макака»). В своем первом мотокроссе, а он проходил на расстояние в 200 км, он занял 3-е место, чему его первый тренер Георгий Скрипник очень удивился. А во втором своем кроссе отец Григорьева сказал: «Игорь, никогда не оглядывайся назад!», и после этого напутствия у Игоря Михайловича началась беспроигрышная серия. В 1954 году он занимает 2-е место на чемпионате СССР, в классе 125 см3, а на следующий год в интересах команды он садится на мотоцикл с коляской.
В зимнем мотокроссе в Житомире, в котором они заняли 3-е место, вообще произошел уникальный случай. На самом финише от мотоцикла оторвалась коляска и на полном ходу врезалась в судейский стол, разбив его, благо из людей никто не пострадал. После этого в 1956 году он пересаживается опять на одиночку и обещает занять 1-е место на чемпионате СССР. И только техническая проблема привела его не на первое, а на второе место в классе 125см3… Зато в следующем году он – чемпион СССР в классе 125 см3, «первое колесо Союза»! В это же время он принимает участие и в многодневке, где тоже добивается хороших результатов. В 1960 году делает «дубль»: побеждает в двух классах (125 и 175), и в это же время он проявляет себя не только как гонщик экстра-класса, но и как инженер-конструктор – сам изготавливает мотоцикл собственной конструкции! Его картер и коробка передач были взяты от мотоцикла К-175 «Ковровского мотозавода», при этом он сам изготовил цилиндр и облегчил мотоцикл до 85 кг! На этом мотоцикле он и выступал в 1962 году на чемпионате мира в классе «250 см3», во второй его половине, так как в первой половине сезона, выступая на четырехтактном ESO, у него были сходы из-за технических проблем. Занимая 4 и 6 места на этапах, он обращает на себя внимание чехов, которые предлагают Григорьеву выступать на CZ. «Дуэт» получился удачным, и с 1963 года Игорь Михайлович становится фирменным гонщиком CZ, где и производит настоящую сенсацию, став первым из наших гонщиков, который на чемпионате мира поднялся на подиум после Хальмана и Валека. Как тогда писали – «Прорубил «окно в Европу»! Это стало огромным событием в советском мотоспорте, которое помогло снять некий психологический барьер, после которого наши тренеры и спортсмены стали нацеливаться на верхние ступени пьедестала. Будучи на одном из этапов в Швейцарии, городе Паерна, он увидел в магазине большую красивую игрушку – макет автомобиля Феррари, и сразу подумал о своих двух сыновьях… Но цена ее была для нашего гонщика просто неподъемной… И тогда, четко задавшись целью и стиснув зубы, он занял 2-е место на этапе, а все заработанные деньги потратил на эту игрушку… Зато как же счастливы были его дети! Но были и очень сложные гонки. В Бельгии, после сильного дождя, трасса превратилась просто в сплошную грязь, и Игорь на большой скорости, не попав в вираж, «улетает» с трассы прямо в ресторан, и по скользкому кафельному полу, скрежеща подножкой, врезается в столы и стулья.
В то время мотоцикл CZ был одним из лучших в мире, а Григорьев своими победами и конструкторскими усовершенствованиями сделал ему хорошую рекламу. За эти заслуги его приняли в почетные работники завода. Но не все гладко было в его спортивной карьере, хватало завистников, которые не раз клеветали на способного гонщика, якобы за «антисоветчину», за что в то время не всегда выпускали за рубеж. В 1965 году на этапе чемпионата мира, проходящем в Киеве, в классе «500 см3», он блестяще объехал в двух заездах сильнейшего в то время мотокроссмена, двукратного чемпиона мира Джефри Смита (Англия). Как тогда писали журналисты – «наблюдать за мастерством Григорьева было подлинным наслаждением! Техническое совершенство, тонкий тактический расчет и выносливость делают его сильнейшим мотокроссменом в СССР». Так как «на него» ходили зрители, то для того, чтобы увидеть Григорьева у себя в городе, гонки даже переносились на другие дни, как это было в 1965 году в Кировограде, когда мотокросс перенесли на понедельник. Такого в истории советского мотокросса больше не было! За этот период он стал обладателем 8-ми золотых, 4-х серебряных и 4-х бронзовых медалей чемпионата СССР во всех классах мотоциклов. Кроме этого, он стал двукратным призером чемпионата мира по многодневке (1959 и 1960 год), 4-х кратным чемпионом вооруженных сил СССР, столько же раз – чемпионом дружественных стран, и 17-ти кратным чемпионом Украины по мотокроссу. У него 143 победы в мотокроссе и всего лишь 2 схода, да и то не по своей вине – в Ижевске подпилили цепь, и еще ESO вышли из строя клапаны.
Но в 1967 году с ним случилась беда. Григорьев должен был выезжать в Польшу на этап чемпионата мира, и он реально готовился стать чемпионом мира в классе 500 см3, и для него был создан уникальный в то время мотоцикл (40 л.с., 5 передач). Но на утренней тренировке, накануне отъезда, на краю крутого обрыва у его мотоцикла заклинило дроссель газа. Пытаясь сохранить уникальный мотоцикл, он попытался дотянуть до гребня, но не успел на какую-то долю секунды, и рухнул вместе с мотоциклом вниз головой с 6-ти метровой высоты… В результате падения он получил тяжелейшую травму – перелом позвоночника. Двенадцать дней врачи вели борьбу за его жизнь, за это время его трижды выводили из состояния клинической смерти. Робер, с которым он дружил, по просьбе В. Краснощекова, купил ему хорошую английскую коляску и передал В. Шаронову, который с большим трудом доставил ее в СССР. Жоель договорился за операцию в Англии, но наши врачи отказали в этом, сказав, что они сами его еще не лечили…
После этого для него началась другая жизнь. Этот период можно назвать его «самым трудным заездом», только на «трассе» гораздо более серьезной – жизненной. Вот здесь и проявился его характер – чемпионский, характер «настоящего человека». С помощью специальных упражнений он пытался встать на ноги, и это ему почти удалось, но после перелома ноги врачи запретили это делать. Одновременно он тренировал молодых мотокроссменов, написал две книги о мотоспорте, готовил отличные двигатели для мотоциклов, прекрасно комментировал мотосоревнования. Большой опорой ему стала его жена Альбина, с которой он вместе с 1952 года, и его настоящие друзья, которые были вместе и в радости, и в беде.
А с 1989 года он начал участвовать в соревнованиях на инвалидных колясках, и уже в 1990 году он был вторым из 58 стартовавших на марафонской дистанции в 42 км. Участвовал в авторалли, кольцевых автогонках и в скоростных подъемах на гору.
Сейчас, после 40 лет борьбы, он остался человеком с огромным жизнелюбием! Он не сидит дома, а работает на полставки за мизерную зарплату техническим консультантом в «Холдинг-центре», и… тренируется! Тренируется, получая истинное наслаждение, готовясь к международным соревнованиям в Словакии по марафону, а заодно ремонтирует автомобили и готовит двигатели для драг-рейсинга, которые выигрывают!
Сетует только на мизерную пенсию, которая не позволяет издать уже написанную, третью книгу по мотоспорту, и спонсоров нет, так как это неприбыльный, некоммерческий проект. А еще на то, что в этом году на Крещатике отменили ежегодные забеги под каштанами на колясках среди инвалидов. Многие же его «друзья», которым в свое время он очень помог, устраивая их на работу и выбивая для них квартиры в Киеве, просто его забыли…
А сам он признался, что «розовая» мечта всей его жизни – иметь двухместный Мерседес и с женой съездить на Канары.
В разговоре Игорь Григорьев поделился своими секретами гонщика:
1. Пользовался свечами Lodje и заливал на то время лучший бензин – вертолетный (супер), марки Б-100/130 в смеси с фирменным маслом Castrol Formula R. Это давало ощутимую прибавку мощности (при проверке на стенде двигатель прибавлял 5 л.с.). Но достать его была проблема. А он приезжал на охраняемый склад в аэропорт Жуляны и строгому охраннику с ружьем оставлял две пустые канистры и несколько бутылок водки, колбасу. Через полчаса канистры были полные, а водка и колбаса таинственно исчезали.
2. Очень важна физическая подготовка – в свое время он сажал свою жену на плечи, и вместе с ней забегал на четвертый этаж.
3. Образование тоже не помешает – сам он окончил Львовский политехнический институт, по специальности «горный инженер».
4. Спортсмен раскрывается полностью только в коллективе, где царит хорошая обстановка, взаимопонимание и взаимовыручка, тогда он быстро перенимает опыт и растет как гонщик.
Текст: Алексей Насонов, руководитель мотокоманды Национального Транспортного Университета
Фото: предоставлены автором
Источник: http://www.motodrive.com.ua/content/Vsya_zhizn_na_kolesah.html
хорошая статья:))
Величайший Гонщик !
И пример настоящего человеческого мужества !
Правильно сказал автор статьи: — Ходили на Григорьева! Посмотреть гонку
мотокросса с участием Григорьева — это было ЧТО — ТО !
Как он ездил !!! Он всегода выделялся своим бесподобным стилем езды
гонщика экстра-класса ! «Мотоциклетная звезда их страны Советов» — так
называл его Чешский журнал » Мотор Ревю»!
Не случись трагедии — быть ему Чемпионом Мира — это бесспорно !
Арбеков, Моисеев, — это было потом…Игорь развеял миф о преимуществе
западных гонщиков. Он помог всем им преодолеть психологический барьер,
доказал, что с ними можно бороться на равных и побеждать!
Это при том, что даже СZ значительно уступал западным и японским
мотоциклам, не говоря о Советских.
Большое спасибо автору статьи ! Название книг, написанных Григорьевым?
Как можно их заказать для покупки ?
С Уважекнием !