10 февраля 2015 года Юрию Сергеевичу Григорьеву исполнилось 75 лет, 52 года его жизни связаны с заводом им. В.А. Дегтярёва.
Год назад ему было присвоено звание «Заслуженный дегтярёвец» за значительный вклад в развитие предприятия, за творческое отношение к делу. Заслуженный конструктор, изобретатель СССР Ю. С. Григорьев всю свою жизнь подчинил разработке новых моделей мотоциклов, их модернизации и усовершенствованию.
Детская мечта.
Рабочий посёлок в Марийской АССР, в котором родился и провёл детские годы Юрий Сергеевич Григорьев, был создан в 1935 году для обработки и поставки древесины на Казанский авиазавод. Рабочих привозили из других регионов страны, командовали производственным участком представители военных ведомств. Много было разной техники, присланной целевым назначением. Дед был сторожем в гараже, сосед – механиком, так что всё детство у Юрия прошло в гараже, он познавал мир через машины. И когда исполнилось 6 лет, он заявил, что в школу идти незачем. Но впрочем школьная жизнь всё-таки началась – с третей четверти Юрий пошёл в первый класс. Два года проучился в поселковой школе, а затем перешёл в деревенскую школу. Вспоминает такой случай: на уроке в четвёртом классе вдруг услышал звук работающего с перебоями двигателя самолёта и подумал вслух: «Сейчас мотор заглохнет». И точно. Через несколько минут установилась тишина. Весь класс высыпал на улицу и увидел самолёт, приземлившийся на поле. Стали спрашивать, откуда он узнал, что двигатель заглохнет. С тех пор Юрий задумал стать только лётчиком.
Семья к началу 50-х годов переехала в Чебоксары, и Юрий стал посещать в Доме пионеров вначале слесарный кружок, затем авиамодельный. Увлёкся конструированием, но так как надо было покупать самому двигатели для конструирования, а денег на это не было, перешёл в мотокружок. И уже с 7 класса стал участвовать в соревнованиях на мотоциклах. Первый мотоцикл, на котором выступал – К-125 – дегтярёвский. В это же время поступил в аэроклуб. Здесь увлёкся прыжками с парашютом, планером, изучал теорию самолёта и параллельно занимался в мотоклубе. В 1959 году в составе сборной России участвовал в спартакиаде народов СССР. Были представлены все 15 республик, и завоёванное второе место было большим успехом для молодого спортсмена. Мечтам об авиации пришёл конец, когда во время очередного полёта на сборах получил серьёзную травму глаза. Школу окончил с золотой медалью, но по семейным обстоятельствам не стал поступать в институт и два года проработал на Чебоксарском электроаппаратном заводе.
Спортивные успехи.
В школе любимым предметом была физика, по этому попытался поступить в Московский физико-технический институт, однако не прошёл по конкурсу, в инженерно-физический не взяли из-за проблем со зрением. Решил поступить в авто-механический. Сдал экзамены и уехал не дождавшись результатов, вышел на работу. 9 сентября пришёл вызов и сообщение о предоставлении места в общежитии. Студенческая жизнь не мешала занятиям спортом, поступил в вело-мотоклуб «Буревестник». Там подобралась хорошая команда. Правда, первый год учёбы был очень трудным. Это был «хрущёвский набор», когда студенты первого курса не только учились, но и работали на предприятии. Работать пришлось в штамповочном цехе, где был дефицит рабочих кадров. Юрий устроился наладчиком, так как опыт работы был. В 1961 году с командой мотоклуба «Буревестник» принимал участие в зимнем мотокроссе в Коврове. Познакомился с В. И. Лапшиным, начальником СКБ, который был членом судейской комиссии, и просился на работу к нему, т.к. к четвёртому курсу все студенты должны были определиться с местом практики и местом будущей работы. Ковровский завод ВТО время славился своими мотоциклами, и местом будущей своей деятельности Ю. С. Григорьев видел только ЗиД. На следующий год снова приехал на кросс и занял девятое место. А на традиционном летнем московском мотокроссе выступал на ковровском экспериментальном кроссовом мотоцикле – К-175, присланным в мотоклуб заводом им. В. А. Дегтярёва для испытаний.
Ковровская биография.
Несмотря на то, что распределили его на Киржачский завод осветительной арматуры, он не поехал по распределению. Помощь в перераспределении в Ковров оказал В. И. Лапшин. Так с 1963 года началась ковровская биография Ю. С. Григорьева. И продолжается более 50 лет. Ковров 60-х годов произвёл хорошее впечатление на молодого специалиста. Дали место в «китайском» общежитии по адресу проспект Ленина, 42. Это был конец города, дальше начинался пригород. В этом же общежитии жили студенты-практиканты из МВТУ им. Н. Э. Баумана, которые выполняли различные разработки по улучшению комфортабельности езды на опытных мотоциклах ковровского завода. «В СКБ пришёл, как к себе домой, — вспоминает Юрий Сергеевич. – Начальником был уже Ю. В. Данилов.
В СКБ в это время работали талантливые проектировщики спортивных мотоциклов, исследователи и испытатели Ю. Трофимец,
В. Горулько,
Б. Динабург. Работая с ними, многому научился и был в числе спортсменов-испытателей, которые тренировались у заслуженного тренера СССР, мастера спорта Ю. И. Трофимца». По настоянию Ю. И. Трофимца и под его руководством Юрий становится проектировщиком спортивных мотоциклов. Первым мотоциклом, над которым колдовал Ю. С. Григорьев, был «ЧеЗет», привезённый в Ковров мастером спорта СССР И. М. Григорьевым.
Вместе они занялись переделкой двигателя. Юрий Сергеевич занимался изготовлением нового коленчатого вала. Это был его первый опыт модернизации. Каждую неделю в пятницу после работы Ю. С. Григорьев ездил из Коврова в Чебоксары на мотоцикле. 400 км. туда – 400 обратно, 5 часов в пути. Однажды, это было в майские праздники, приехал домой, как обычно пошёл в мотоклуб и увидел свою будущую жену Тамару. Она приехала в Чебоксары после распределения и сразу стала активным членом мотоклуба. В декабре состоялась свадьба. Приехали в Ковров, получили от завода однокомнатную квартиру.
В бюро спортивных мотоциклов.
В СКБ к этому времени уже было создано бюро спортивных мотоциклов, в котором стал работать Юрий Сергеевич. В начале 1965 года ему было поручено разработать новый двигатель, и к зимнему мотокроссу появилось 8 новых спортивных двигателей. Работали вместе с Б. Т. Уткиным, С. Власовым, В. Д. Введенским. Команда ЗиДа выступала на новых мотоциклах с новыми двигателями в кроссе на острове Мэн в Англии в классе 125 куб/см. и 250 куб/см.
Механиком сборной команды СССР был назначен Ю. С. Григорьев. С этого кросса началась служба Юрия Сергеевича механиком сборной команды СССР по кроссу. Всего на его счету было 8 соревнований международного уровня и целая линейка модернизированных мотоциклов с более мощными двигателями, новыми подвесками, поршнями. Эти мотоциклы отдавали на испытания членам сборной команды СССР, в том числе мастеру спорта международного класса В. Арбекову.
Завод постоянно получал заказ от министерства на изготовление спортивных мотоциклов класса 175 куб/см. и кроссовых – в классе 250 куб/см. В 1968 году Ю. С. Григорьева назначили начальником СКБ. В то время в СССР был создан совет главных конструкторов мотозаводов. Всего в то время было 4 мотоциклетных завода в автопроме и 4 – в оборонном ведомстве: в Коврове, в Ижевске, в Вятских Полянах и в Туле. Среди этих заводов ЗиД всегда лидировал по техническому уровню и модернизации дорожных мотоциклов, а по спортивным мотоциклам вообще не было равных. В середине 70-х завод был в первой пятёрке мировых производителей мототехники по кроссовым мотоциклам. Модернизации подвергались и дорожные мотоциклы, на которые устанавливались те новые узлы, которые были разработаны ранее для спортивных мотоциклов.
Вклад в идеологию мотостроения.
Через Ю. С. Григорьева прошли все разработки не только спортивных, но и дорожных мотоциклов. Большая заслуга принадлежит Ю. С. Григорьеву в организации на заводе испытательной службы в 80-е годы. В это время Юрий Сергеевич был главным инженером СКБ, а с 1986 по 1993 гг. вновь возглавил СКБ (ОКБ-2).
В эти годы были организованы лаборатория испытаний спортивных и дорожных мотоциклов, лаборатория электроизмерений. Создание собственной испытательной базы обеспечивало надёжность и живучесть изделий и являлось показателем конкурентноспособности мотоциклов. Всю испытательную службу возглавлял С. А. Воркуев,
много сделавший для оснащения испытателей аппаратурой и стендами. В семье Григорьевых выросли трое детей: дочь и двое сыновей. Дочь работает в Санкт-Петербурге директором элитной школы, в школе 2800 учеников, 5 учебных корпусов. Сын Игорь окончил Московский автомеханический институт, во время учёбы подрабатывал механиком в таксомоторном парке рядом со спортивным клубом «Буревестник». А младший сын Сергей окончил КГТА. На заводе прошла вся жизнь Юрия Сергеевича, на заводских мотоциклах, в том числе разработанных им самим на которых ездили все его дети с ранних лет. В настоящее время Юрий Сергеевич Григорьев является ведущим конструктором КБ-9 ПКЦ и занимается новым перспективным изделием – разработкой транспортной платформы для робототехнического комплекса обеспечения боевых действий с гибридной силовой установкой. Вся ходовая часть разработана конструкторами гражданского направления. Платформа должна быть бронированной, должна уметь ездить по песку, по грязи и т.п. Платформа была показана на испытательном полигоне ЦНИИ «ТОЧМАШ» на выставке перспективных образцов вооружения, которую посетил Президент В. В. Путин, она вызвала положительные отзывы. Испытания продолжаются и в настоящее время в зимних условиях – езда по снежным сугробам, по снежным горам.
Мысли Ю. С. Григорьева вслух:
— Большое внимание уделяли развитию мотопроизводства на заводе директора завода Н. В. Кочерыгин (1965-1978гг.)
и В. Г. Фёдоров (1978-1993 гг.)
Они постоянно интересовались новыми разработками, сами привозили новые модели с выставок и из зарубежных поездок, вникали в конструкторские предложения и всячески поддерживали это направление на заводе. А. Г. Воркуев,
будучи главным инженером, вообще стал куратором новых разработок. А что мы видим сегодня? Не только проектирование и производство мотоциклов переживает упадок, — автомобильная отечественная промышленность тоже фактически еле дышит. Закрылся АЗЛК, ЗиЛ тоже ничего не производит, остался МАЗ, снижен выпуск на ВАЗе, Ижевский завод тоже не выпускает машины. Политика государства долгое время была направлена на покупку импортных машин, оборудования, комплектующих. Многие отрасли перестали существовать. Восстановить сегодня многое практически невозможно. Если говорить о государственной политике, то в Китае, например, разработками двигателей для заводов страны занимаются три научно-исследовательских института. Это считается государственной программой, и государство поддерживает это направление
Материал взят из газеты «Дегтярёвец». И. Широкова.
Фото из архива музея МОТОКОВРОВ.
В период моей работы в СКБ (ОКБ-2) в начале 90-х Юрий Сергеевич был моим начальником. Общаться приходилось не так часто. Я знал о нём как о талантливом конструкторе, и меня жутко интересовали в то время новые разработки как спортвных так и дорожных мотоциклов. Помню, заглянешь, бывало, в кабинет к Юрию Сергеевичу, на столе всегда лежал разобранный двигатель, зачастую с иностранного мотоцикла, на полках рядом с книгами лежали поршни, шестерни, валы, всегда толпились конструктора спортбюро или бюро дорожных мотоциклов.
Прошло больше 20 лет, и судьба снова свела меня с Юрием Сергеевичем.
Мы часто созваниваемся, иной раз встречаемся. Разговоры в большей степени только о мотоциклах. Юрий Сергеевич помогает мне собрать материал для написания книги о ковровских мотоциклах, попутно с его помощью пополняется архив моего музея.
Очень часто у проходных завода, ожидая в машине Юрия Сергеевича, задаю себе вопрос, как стало бы развиваться производство спортивных и дорожных мотоциклов в Коврове, не будь в рядах конструкторов этого самородка. Диву даёшься, сколько было потрачено сил и энергии на разработку перспективных моделей.
От всего сердца поздравляю Юрия Сергеевича с 75-летием!
Конструктора от бога и настоящего мотоциклиста.
Простите Юрий Сергеевич что не поздравил Вас вовремя. Юрий Сергеевич огромное вам спасибо за всё!
Конечно желаю Вам всего хорошего. Удачи Майе, Игорю,Сергею!
Юрий Сергеевич ещё раз спасибо Вам за всё!
пр.Ленина.10.п2.э5 40.-37. Мая Ира 1973-1975
А для Майи Юрий Сергеевич сромудил мотоцикл: двигатель «дружба» колёса от карта. в1975 наверное
Работаю, мной довольны. Остался один, просто Юрий Сергеевич поговорить хотел. Андрей Пидунов.
а телефон всё тот же 37766 , ну или 89004780848
ты представился по телефону, но я не расслышал — прости! Юра Сергеевич в 70 годах мне был сосед, брат и учитель. Потом,так получилось я сам себе сломал шею и он и Маргарита Ивановна Данилова меня вытащили. С тех пор я бревно, но катался на коляске до 2009,(умерли папа мама и брат Юра)-сейчас сижу на домашнем телефоне принимаю заказы
В 1962 10 декабря Гагарин был в Люберцах на мотокроссе. (Ю.С Григорьев участвовал) Доказать невозможно — нет фотодокументов. Архив города празднует 50 лет. даже названия газет до 1995 нет
Андрей, привет!
При встречи спрошу у Юрия Сергеевича про этот кросс, может что сохранилось из фото.