Музей для хранителя. Государство нам поможет?

01.10.2012  Ковров

25 сентября Президент РФ Владимир Путин провел первое с 2007 года заседание Совета по культуре и искусству. Одной из множества затронутых на встрече с деятелями культуры тем стала ситуация в туристической отрасли. Конкретно – о необходимости развития потенциала малых городов России:«Здесь кроется и мощный ресурс для развития туристической сферы с ее колоссальными возможностями для малого и среднего бизнеса, для создания десятков тысяч новых рабочих мест». И задачу развития этого потенциала Президент определил, как государственную.

Туризм в России – тема, несомненно, многообещающая. Создание туристической инфраструктуры, развитие на базе малых городов новых центров туризма, сулит немало выгод. Но — в перспективе. Потому что все это требует многомиллионных вложений. А откуда? Муниципалитетам с этой задачей никак не справиться. Регионы эту ношу тоже не потянут. На частных же инвесторов испорченных тягой к «быстрым деньгам» — тоже надеяться не приходится. Итог: возможная туристическая жемчужина Владимирщины, усадьба Храповицкого — в глубоком запустении. Лишь на бумаге остаются и другие весьма интересные проекты, могущие привлечь к нам тысячи туристов. Тогда как идей по развитию туризма, и идей безоговорочно перспективных, в такой-то богатой историей области, как Владимирская – пруд пруди.

Взять Ковров. В сознании большинства из нас Город воинской славы — крупный промышленный центр, территория заводов и фабрик. И только. Никогда закрытый при Союзе город не рассматривался, как объект активного массового туризма. Ну что, казалось бы, здесь может быть интересного для приезжих? А между тем, по части туристической привлекательности он вполне может соперничать и с Владимиром, и с Муромом, и даже с Суздалем. Скажете – шутка? Отнюдь! Как раз 25 сентября, когда Президент РФ Владимир Путин собирал деятелей культуры, в Коврове тоже состоялась одна встреча: глава города Виктор Кауров встретился с владельцем частной коллекции мотоциклов Николаем Тубаевым.

О Николае — собирателе ковровской мототехники уже рассказывали и газеты, и телевидение. Бывший «дегтяревец» все свое свободное время отдает пополнению коллекции мотоциклов ковровского производства. В нее он вкладывает все свои свободные деньги, все свое умение реставратора старой техники. И понятны теплые чувства, испытываемые к этим «железкам» ковровскими пацанами 70-х — 80-х, каким был и Николай.  Это – как первая любовь, первая женщина. Ведь для многих мотоцикл «Восход» — первая в их жизни собственная машина.

Сейчас коллекция Тубаева включает в себя почти все модели, созданные на заводе имени Дегтярева за 50 с лишним лет. Мало какие достались ему в идеальном состоянии, по большей части мотоциклы требовали долгого и дорогостоящего восстановления. Но, мало-помалу, коллекция росла и сейчас составила уже 43 двухколесных машины. 26 из них – полностью отреставрированы, хоть – садись и поезжай, хоть – выставляй для показа.

Беда в том, что показывать-то — негде. Вся «выставка» находится в небольшом личном гараже. Ради того, чтобы хоть как-то разместить растущую с каждым годом линейку мотоциклов, Николай надстроил над гаражом второй этаж. Туда, по шаткой занозистой лесенке и карабкаются гости, зачастую иностранные, чтоб обозреть уникальную коллекцию. А там, на чердаке, тесной грудой стоят образцы, в некоторых случаях, единственные в своем роде. Такие, как первые мотоциклы ковровского производства К-125 или К-55, как опытный образец машины с 250-кубовым двигателем «Восход – 250».  Есть здесь и эксклюзивные экземпляры спортивной техники для мотокросса и мотобола, есть эскизы и чертежи совершенно футуристических мотоциклов, так и оставшихся на бумаге. По шкафам, недоступные стороннему глазу, хранятся тысячи фотографий, сотни значков, десятки экспонатов, существующих в единственном экземпляре.

Глава Коврова Виктор Кауров о коллекции узнал из газеты. Идея создания музея мототехники также захватила и его. Так Виктор Романович оказался на чердаке, заставленном уникальными двухколесными машинами. У бывшего заядлого мотоциклиста, едва он увидел все это сверкающее хромом и эмалью богатство, сразу же загорелись глаза. И с гостеприимным хозяином, с Николаем Тубаевым, контакт — установился мгновенно. Это был разговор двоих мужиков, действительно разбирающихся в предмете. Говорили долго. Николай Тубаев рассказал о самых редких экспонатах,Виктор Кауров со вкусом разбирал особенности того или иного мотоцикла. Но – к делу. В завершение встречи обсудили шаги по организации музея. Глава Коврова сообщил, что пустые разговоры о его создании завершились, пришло время практических шагов. Накануне встречи с коллекционером он поручил своему заместителю Илье Уварову возглавить рабочую группу. Целью ее станет реализация проекта городского музея мотоциклов.

Организационное заседание группы состоялось уже в эту пятницу. Первый вопрос, который предстоит решить — расположение музея. Уже есть несколько вариантов по размещению коллекции. Каждый из них будет всесторонне изучен и к следующему четвергу, возможно, будет выработано общее решение. Другой, и разумеется, главный вопрос – финансирование проекта. Подготовка помещения, размещение экспозиции, ее охрана и содержание – все это требует значительных средств, которых нет ни у города, ни тем более — у коллекционера.

И помощь государства, о которой на этой неделе говорил президент, здесь очень бы пригодилась. Но вероятнее всего, что, как всегда, на помощь вновь придет ОАО «ЗиД» – главный ковровский благотворитель и спонсор. И такие ожидания оправданы. Все-таки Тубаев – хранитель былой славы города и завода. Его коллекция самая полная из всех, что имеются не только в Коврове, но и в мире. А в мире Ковров (при всех его несомненных достижениях) и известен-то, главным образом, мотоциклами производства завода им. Дегтярева. Пусть даже мотоцикл «Восход» уже история…

Василий Миронов

Источник:

http://zavladimir.ru/?p=2859

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.