Пустыня, тундра, мотоцикл — КВ

печенга

Многие знают коллекционера ковровской мототехники Николая Тубаева. Благодаря его частному музею удалось сохранить уникальные образцы творчества ковровских инженеров. Николай не только собирает старые мотоциклы, но еще и активно эксплуатирует современные модели. Одно из его увлечений – мототуризм.

– Собственно, с мотоциклами связана вся моя жизнь, – обозначил сразу мой собеседник. – Первый мотоцикл «Минск» появился у меня в 1979 году, когда мне было 12 лет. Собрал я его из всякого хлама. Потом были подаренные родителями мопеды. Вскоре на заработанные деньги купил мотоцикл «Восход». Работал на производстве мототехники на сборочном конвейере. После службы в СА трудился в СКБ испытателем двигателей.  В 1998 году начал коллекционировать мотоциклы. Потом в жизни представился  случай отправиться в мотопутешествие.

Началось все с тестирования «зидовской» техники, которое устраивал журнал «Мото». «Алтайская кругосветка» включала в себя 25 участников и 24 дня мотопохода. Николая поразила необыкновенная обстановка, чудесная природа и хорошая организация столь длительного мероприятия. В следующий раз Николай Тубаев уже целенаправленно согласился поучаствовать в «Караване», который проходит в сентябре каждого года в Прикаспийской низменности. Начиная с 1996 года, туда съезжаются мотоциклисты со всей России. Условно определено место для базового лагеря. Едут даже автомобилисты, просто отдохнуть на природе, половить рыбу, пообщаться с народом. Многие присоединяются к такому отдыху и весело проводят время вдалеке от семьи и от работы. А самые заядлые экстремалы срываются в мотовылазку через территорию соседнего Казахстана. Раньше там не было никаких границ,но в последнее время пограничники заставляют оформлять пропуска.

Сначала делается однодневный выезд в степь. Не все могут управлять мотоциклом на песчаном грунте. Именно этот тестовый заезд и позволяет выявить опытных водителей, с которым не страшно в 400-километровое ралли по пустыне рвануть. Что ни говори, это занятие не для слабаков, потому что случиться там, вдали от цивилизации, может что угодно.

– Почти каждый год люди, падая с мотоциклов, ломали руки и ноги, – рассказывает Николай Тубаев, – естественно, в такую глушь «скорая» ниоткуда не приедет. Решать проблему приходилось своими силами.

В Прикаспийской низменности в сентябре необыкновенно жарко. С одной стороны, это хорошо: участники «Каравана» как бы продлевают себе лето на две недели. С другой – это доставляет определенный дискомфорт. Управлять мотоциклом в условиях, приближенных к гонке, очень сложно. Случаются и  проблемы с техникой. Николай Тубаев готовит свой мотоцикл к походу загодя, так что в пиковых ситуациях «железный конь» никогда не подводил. В первых «Караванах» участвовал на скутере. Речь, конечно, не о том китайском барахле, что в изобилии катается по дорогам Коврова.  Итальянский «Malaguti-CROSSER» давал необыкновенное преимущество в песках из-за своего малого веса и низкой посадки. Тяжелые мотоциклы зарывались и с трудом трогались в пустыне. Скутер же выходил почти на глиссирующий режим и как бы скользил по пескам. Порой он разгонялся до 80 км/ч, в то время как мотоцикл набирал скорость до 100-120 км/ч. Правда, это уже запредельная и довольно опасная для таких условий скорость.

Очень  приятно было путешествовать по Заполярью. В сторону Мурманска Николай Тубаев с группой из 11 товарищей отправился в разгар лета. Но даже в июле жарой там и не пахло. Зато природа поражала своим великолепием: тундра, зеркала озёр, белые ночи, сопки, поросшие карликовой берёзой и лишайником. Особое впечатление произвели Соловки, пропитанные духом монахов.

– У путешественников особый интерес, – поясняет Николай, – нам хочется посмотреть места вдали от цивилизации, где природа сохранилась в первозданном виде. А пустыня это будет или тундра, уже не важно. Тем более что ни за одной природой мы отправляемся в такие дали. Так, например, в Заполярье на полуостровах Средний и Рыбачий в годы Великой Отечественной лагерем стояли немецкие войска. Фашисты из камня-дикаря выстраивали целые города в своих базах. У нас так с применением современных технологий строить не научились. До сих пор сохранились некоторые строения. Самое же удивительное – мощеная дорога, сделанная камушек к камушку. Настолько добротно, что до сих пор служит геологоразведчикам и Вооруженным силам РФ, которые нещадно гоняют по ней технику.

Брусчатка, конечно, не асфальт, но в условиях бездорожья тундры, поверьте, и такой дороге каждый будет рад. Мотоцикл Николай Тубаев как раз и выбирал из расчета на такие путешествия. Его верный друг – жесткий эндуро Honda XR-400R, одинаково хорошо переносит и холод, и жару, и грязи, и пески.

Товарищ нашего героя Игорь Холопов заразил идеей съездить в какую-нибудь арабскую страну. Он сам путешествовал по Ирану, Афганистану, Пакистану. Решили вместе посетить Йемен. Мотоцикл туда, естественно, не повезешь. Можно было бы взять технику в аренду, но страна уж больно не спокойная. Там до сих пор идет война. Свободно путешествовать по ней в одиночку просто опасно. Так что решили пока отказаться от идеи мотопробега. Йемен привлекал как своей неизведанностью, так и бюджетностью. За 24 дня друзья истратили каждый по 300$ (да еще и накупили подарков). Стоимость перелета в эту сумму не входила. При этом жили в отелях, питались в кафе (иногда даже приличных), колесили на такси в сопровождении туристической полиции. Очень порадовало  хорошее отношение к русским. Многие йеменцы учились и учатся в России. К тому же в Адене советские инженеры строили электростанцию, оставив о себе очень хорошее впечатление. К американцам и европейцам относятся негативно. Весьма распространены похищения людей ради выкупа. В стране разрешено приобретение и ношение оружия. Скажем, китайский автомат Калашникова стоит около 200$. В Йемене один из самых низких уровней преступности, и в то же время Йемен стабильно в десятке нежелательных для посещения стран. Природа и архитектура в Йемене весьма интересные. Хорошо сохранились средневековые города, деревни в ущельях, поселения из 10-этажных древних глиняных домов, где до сих пор живут люди. Вообще, когда путешествуешь по Йемену, постоянно находишься в состоянии эмоционального шока.

Надо сказать, что мотопоходы не единственный вид путешествий Николая Тубаева. Кроме этого, он ходит в пешие походы, взбирается на горы, в 2009 году поднялся на вершину  Эльбруса (5642 м). До сих пор он не может отдать предпочтение ни одному из видов туризма. Путешествуя пешком, начинаешь замечать такое, чего никогда не увидишь во время передвижения на каком-либо из транспортных средств. Ты осязаешь природу со всеми ее красками и запахами. Так, в одном пешем походе по пустыне за две недели туристы прошли 175 км, за это же время на мотоцикле можно доехать до Владивостока. Мест больше, но впечатления уже не такие яркие. Вообще, главное в путешествиях – это ничем не заменимые эмоции. Именно за ними люди и отправляются на край света, терпя лишения, преодолевая голод. Но, видимо, оно того стоит.
Александр КЮННАП

источник: Ковровские Вести

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.