Легенда лихих 90-х

moto-kovrov_tubone_2 copy moto-kovrov_tubone_3 copyВ первых числах января 2013 года я завершил реставрацию необычного вариаторного мокика ТУБОНЭ-50. Это эксклюзивная разработка ковровских конструкторов. Работа над моделью велась в специальном конструкторском бюро (СКБ) завода им. В.А. Дегтярёва (ЗиД) в 1993-1998 гг. Всего было собрано одиннадцать штук.

Имя мокику дали по результатам «мозгового штурма» ковровских конструкторов. Первоначально рассматривалось около 50 (!) вариантов. Название было вычитано кем-то из работников в европейском журнале и связано с особенностью компоновки деталей облицовки и посадки водителя. Была полностью подготовлена документация для производства этого транспортного средства (документация имеется в моём архиве).

В ту пору, когда я работал испытателем на ЗиДе, мне довелось участвовать в дорожных испытаниях этого мокика!

Само по себе это приобретение – большая удача, ведь мокиков сделали всего 11! Но мне повезло вдвойне, ведь именно эта машина была подарена заводом на 60-летие одному из авторов проекта ковровскому конструктору Сергею Сергеевичу Аверьянову в апреле 1998-го года!

Раритет попал ко мне от потомков конструктора: счастливый случай свёл с внуком и сыном ныне покойного Сергея Сергеевича. Именно его сын сделал этот шикарный подарок – передал безвозмездно (!) мокик в мой музей. А с Сергеем Сергеевичем в своё время я «доводил» вариатор на дорожных испытаниях. Сергей Сергеевич назначен был руководителем группы по созданию мокика и работал над конструкцией трансмиссии. В группу также входил Сергей Станиславович Михеев (отвечал за двигатель). За Виктором Проничевым была закреплена компоновка узлов мокика. Дизайн-проект Евгения Васильевича Бычкова.

Реставрационные работы я начал в ноябре 2012 года, а сейчас мокик в рабочем состоянии.

АЛЬФА ЗиД-50 Стоит отметить, что помимо вариаторного мокика «ТУБОНЭ-50» на ЗиДе велась разработка следующей модели с цепным приводом. Называлась машина «АЛЬВА-50», силовой агрегат которого позаимствован у «ПИЛОТа». Маятник сварен из труб, и в результате получилась более жёсткая конструкция ходовой части. Детали электрооборудования, как и на «ТУБОНЭ», располагались компактно, под передним обтекателем. Это позволило значительно сократить количество проводов.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.