В первых числах января 2013 года я завершил реставрацию необычного вариаторного мокика ТУБОНЭ-50. Это эксклюзивная разработка ковровских конструкторов. Работа над моделью велась в специальном конструкторском бюро (СКБ) завода им. В.А. Дегтярёва (ЗиД) в 1993-1998 гг. Всего было собрано одиннадцать штук.
Имя мокику дали по результатам «мозгового штурма» ковровских конструкторов. Первоначально рассматривалось около 50 (!) вариантов. Название было вычитано кем-то из работников в европейском журнале и связано с особенностью компоновки деталей облицовки и посадки водителя. Была полностью подготовлена документация для производства этого транспортного средства (документация имеется в моём архиве).
В ту пору, когда я работал испытателем на ЗиДе, мне довелось участвовать в дорожных испытаниях этого мокика!
Само по себе это приобретение – большая удача, ведь мокиков сделали всего 11! Но мне повезло вдвойне, ведь именно эта машина была подарена заводом на 60-летие одному из авторов проекта ковровскому конструктору Сергею Сергеевичу Аверьянову в апреле 1998-го года!
Раритет попал ко мне от потомков конструктора: счастливый случай свёл с внуком и сыном ныне покойного Сергея Сергеевича. Именно его сын сделал этот шикарный подарок – передал безвозмездно (!) мокик в мой музей. А с Сергеем Сергеевичем в своё время я «доводил» вариатор на дорожных испытаниях. Сергей Сергеевич назначен был руководителем группы по созданию мокика и работал над конструкцией трансмиссии. В группу также входил Сергей Станиславович Михеев (отвечал за двигатель). За Виктором Проничевым была закреплена компоновка узлов мокика. Дизайн-проект Евгения Васильевича Бычкова.
Реставрационные работы я начал в ноябре 2012 года, а сейчас мокик в рабочем состоянии.
Стоит отметить, что помимо вариаторного мокика «ТУБОНЭ-50» на ЗиДе велась разработка следующей модели с цепным приводом. Называлась машина «АЛЬВА-50», силовой агрегат которого позаимствован у «ПИЛОТа». Маятник сварен из труб, и в результате получилась более жёсткая конструкция ходовой части. Детали электрооборудования, как и на «ТУБОНЭ», располагались компактно, под передним обтекателем. Это позволило значительно сократить количество проводов.