Испытание на прочность…

Испытание на прочность 

  Общаясь с Владимиром Ивановичем Кавиновым, понимаешь, чтото огромное количество титулов, которые он завоевал за свою почти 30-ти летнию спортивную карьеру, могло быть значительно больше. Но и это количество медалей очень впечатляет. Он абсолютный рекордсмен по числу завоеванных высших наград в чемпионатах СССР по мотокроссу (17 золотых, 9 серебряных и 3 бронзовых медалей), и никто такого до него (да и после него) еще не добивался. Также он двухкратный победитель командных чемпионатов мира «Кросс Наций» (1978 г.) и «Трофей Наций» (1979 г.). Серебряный (1977 г.) и дважды бронзовый (1976 и 1979 гг.) призер личных чемпионатов мира по мотокроссу в классе 250 см3. Но, не смотря на эти огромные достижения, судьба все время испытывала его на прочность. Он родился 25 января 1949 года в рабочем поселке близ города Ковров. Наверное, ему на роду было все же написано стать гонщиком.


В его семье все были производственники. Отец и его брат – отличные токари, и по их стопам пошел Владимир. Устраиваясь работать на знаменитый мотоциклетный завод им. Дегтярева в г. Коврове, где изготавливали мотоциклы «Ковровец», он и не предполагал что здесь круто изменится вся его жизнь и он станет известнейшим гонщиком. Ему случайно попадается на глаза объявление, написанное Ю.И. Трофимцом: «15-ти летние ребята приглашаются в мотосекцию…». Сначала он не придал этому значения, его тогда больше интересовала музыка, он здорово играл на кларнете в заводском оркестре. Но любопытство все-таки взяло свое, и он с друзьями переступил порог мотосекции, где им предложили пройти знаменитые тесты на реакцию, сообразительность и координацию движения. Владимир блестяще с ними справился, только не смог проехать на велосипеде на одном колесе. Но опытный тренер Юрий Игнатьевич зачислил его в секцию, и не ошибся! Зачисленных ребят тренер предупредил сразу: кто будет пить и курить – тому в секцию дорога будет закрыта.
Но зато при серьезном отношении к делу, целеустремленности и огромном желании можно через год-два стать чемпионом. Владимир поставил перед собой эту цель. В течение первых двух лет он уезжал затемно из дома первым автобусом на завод. После отработанной смены на заводе, уставший, он приходил в секцию на тренировку и подготовку мотоцикла. Домой попадал поздно ночью. Но он выдержал это первое испытание, и в 1966 году никому не известный парень из Коврова становится чемпионом СССР среди юношей в классе 125 см3.


В том же году в качестве зрителя он попадает в Ленинград на этап чемпионата мира по мотокроссу. Наблюдая и анализируя борьбу лидеров того времени, многократных чемпионов мира бельгийца Жоеля Робера, шведа Торстена Халльмана и нашего Виктора Арбекова, он понимал, что ему еще многому надо научиться, чтобы быть на уровне чемпионов мира. Особенно ему пришелся по душе стиль езды Халльмана и Арбекова. Там где Жоель шел напролом через разбитые участки трассы, Торстен и Виктор безупречно, где-то даже артистично объезжали эти участки, при этом не теряя времени и сил. Кавинов как губка впитывал все новое… В 1967 году Юрий Игнатьевич по приглашению переезжает в Киев, а Кавинов попадает служить на Украину, но не в Киев, а во Львовский СКА. В 1969 году он в составе сборной СССР пробует свои силы на чемпионате мира по мотокроссу. На третьем этапе в Югославии он зарабатывает свой первый зачет – десятое место. 

                                                Лидер – Кавинов.

Первые шаги в мотоспорте.



Чемпионат СССР, Севастополь.

В Польше восьмое место, в Швеции и Финляндии он седьмой. А на последнем этапе в Ленинграде он в двух заездах – первый, позади его – чемпионы мира Робер и Халльман, у которых он совсем недавно перенимал опыт. В 1970-м в мотокросс приходят отличные японские мотоциклы, на которые пересаживаются все ведущие мотокроссмены мира. Наши же гонщики не имеют такой возможности, они выступают на мотоциклах CZ, которые уже тогда не могли на равных конкурировать с остальными мотоциклами. Поэтому, хотя Владимир периодически бывал на этапах в призах, за мотоцикла он не мог из-в полную силу бороться с лидерами чемпионата. Но в 1972 году волею случая Кавинов начал выступать на КТМ, и у него началась победная серия гонок… Но, увы, досадный нелепый случай на таможне лишил его места в сборной СССР.


Награждение на заводе КТМ. Владелец фирмы Трункенпольц доволен выступлением Кавинова.

Первое место на этапе в Германии.

   Он стал не выездным за рубеж. Но Владимир не сломался, а начал еще больше тренироваться, и в период с 1972 по 1975 годы, выступая в разных классах мотоциклов, стал четырежды чемпионом Советского Союза и два раза призером. Представители завода CZ, не имея хороших гонщиков в классе 500 см3, и видя, что Владимир Кавинов мог бы стать на их мотоциклах чемпионом мира, подключили героя войны Покрышкина, который сумел убедить высокое начальство в том, что пропадет высококлассный гонщик. После этого Кавинову разрешили в конце 1975 году выступить в чемпионате мира на мотоцикле CZ в классе 500 см3, где он занял 5-е место. А в 1976 году, но уже на мотоцикле КТМ, Владимир после трехлетнего перерыва вернулся «вторым номером» в класс 250 см3 и сходу занял третье место. Его не раз жестоко сбивали на трассе. На одном из этапов чех Милослав Хальм «убрал» его прямо в обрыв. Падение было страшное, все ахнули. Сам виновник, бросив свой мотоцикл, подбежал к Кавинову, проверяя жив ли он, и все время повторял «Володя, Володя…». Руководитель команды Чехословакии, Франтишек Геликар, испугавшись за последствия, побежал, купил хороший шлем «LEVIOR» и вручил его Владимиру… Но несмотря ни на что, после этого случая они с Хальмом все же остались друзьями. В 1977 году, на первом этапе в Испании, по непонятным причинам его сбивает на первом после старта трамплине в полете свой же партнер по сборной. А вот немецкий гонщик Ганс Майш (бронзовый призер чемпионата мира 1978 года) намеренно сбил Кавинова, так как к последнему этапу их разделяло всего одно очко…

 

Венгрия, 1970 г

10.10.71 г., Львов. Кавинов становится чемпионом СССР.

   В 1979 году происходит разрыв с фирмой КТМ, но наши ребята не унывают и договариваются с фирмой HONDA. Но в спорт вмешалась политика – из-за ввода войск в Афганистан Советскому Союзу объявляют бойкот. И наши ребята возвращаются в 1980 году к тому, от чего ушли в 1972-м – чемпионат начинают на мотоциклах CZ, которые на тот период вообще не годились для участия на мировом чемпионате. А тут еще и в Англии, при награждении Моисеева за третье место, кто-то из толпы, чтобы спровоцировать болельщиков, начал скандировать: «Афганистан, Афганистан!». Зрители сами быстро пресекли хулигана, но неприятный осадок остался. Выступая на неконкурентных мотоциклах, естественно, отличных результатов не было. И кроме этого, вместо того, чтобы бороться за призовые места, Кавинову с коллективом сборной приходилось выбивать в кабинетах у чиновников, далеких от спорта, покупку мотоциклов и выезды на этапы чемпионата мира. В сотрудничестве с КТМ после их выступлений с Моисеевым на чемпионатах мира, никто больше из сборной СССР на призовые места не поднимался. Последний свой сезон в мотокроссе он провел в 1993 году.

Бурштын, 1978 г.

   Его уважают бывшие его соперники. В 2000 году на кроссе Наций, в закрытом парке, он столкнулся с бегущим куда-то Робером, с которым он не виделся много лет. Жоель затормозил, увидев знакомое лицо, обрадовался, наморщил лоб, вспоминая русский запас слов, которому его в свое время научили советские гонщики, и его фамилию, произносимую почему-то с ударением на втором слоге, радостно и очень громко выдал: «мистер Кавииинов, … твою мать». Очень долго стоял смех в закрытом парке. Ведь почти все иностранцы знали значение этого слова… Его до сих пор вспоминают с любовью спортсмены и болельщики во всем мире, а его фирменный стиль езды считается эталонным. Когда Владимир лидировал в заезде, со стороны казалось, что он не очень-то и быстро едет. Но это было обманчивое впечатление. Он не делал зря лишних движений, выбирал на трассе относительно ровною поверхность, нигде его не подбрасывало, о нем говорили, что едет «как по рельсам».

Кавинова сбивают на старте 1 этапа в Испании, 1977 год.


После падения в Испании 1977 год.

   Сегодня он тренер, учит мальчишек ездить на мотоцикле, все фиксировать, думать во время заезда, выбирать идеальную траекторию на трассе. Помогает в судействе соревнований. Иногда участвует в гонках среди ветеранов. Достойный вклад он вносит в работу Федерации Мотоспорта Украины, его советы и работа со спортсменами принесла свои плоды для успешных выступлений спортсменов. За его огромные заслуги в мире мотоспорта было принято решение проводить с 2005 года молодежный чемпионат Украины на Кубок Заслуженного мастера спорта В. И. Кавинова.

P.S. 25 января у Владимира Ивановича юбилей. Мы искренне поздравляем именинника, и желаем крепкого здоровья, счастья, успехов, благополучия, создания своей школы мотокросса и учеников – чемпионов мира!

Текст: Алексей Насонов,
руководитель мотокоманды Национального Транспортного Университета г. Киев.
Фото: предоставлены автором

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.