Ветеран ОАО «3иД» Клавдия Васильевна Скрябина много лет — с 1978 по 1994 гг. руководила отделом научно-технической информации, а до этого периода — с 1965 по 1978 гг. работала испытателем в бюро надежности СКБ завода. В составе работников нашего завода она была участником нескольких мотопробегов, в том числе по памятным местам, связанным с историей нашей Родины, встречалась с неординарными людьми. Об этом ее сегодняшний рассказ.
1967 год
Все модели выпускавшихся на заводе имени Дегтярева мотоциклов проходили стендовые испытания в лабораториях бюро надежности СКБ (руководитель Вячеслав Иванович Соловьев) и в дорожных условиях: на дорогах с различным покрытием, а также на полигоне города Дмитрова. В 1966 году была поставлена задача провести испытания нового масла для двухтактного двигателя мотоцикла «Восход» на дорогах России, Украины, Литвы, Латвии, Эстонии, Белоруссии, Крыма, Кавказа, Урала и Поволжья. Протяженность тура составляла 12 тысяч километров. В группе испытателей завода имени В. А. Дегтярева ехали Анатолий Федорович Краснов, Анатолий Корунов, Борис Семенович Гельбштейн и я. К нам присоединились также ижевцы, туляки и вятичи. Результаты этих сравнительных испытаний влияния нового масла на износ двигателей были рассмотрены во ВНИИ мотопрома (г. Серпухов), и впоследствии было принято решение о его применении для всех мотоциклов с двухтактным двигателем, выпускавшихся в Советском Союзе. 1968 год. Летом 1968 года команда мотоциклистов завода имени Дегтярева вместе с другими представителями отечественных мотозаводов и членами ДОСААФ г. Москвы в составе сборной нашей страны принимала участие в Международном ралли в Италии. Наш завод представляли 10 человек: капитан сборной Вячеслав Иванович Соловьев, технолог цеха N°26 Валерий Устинович Скворцов, испытатель СКБ Николай Кулев, инженеры-конструкторы СКБ Александр Борисович Магницкий, Лев Архипов, Валентин Кучеров, Вячеслав Гущин, Галина Ивановна Брикова, художник-дизайнер СКБ Владимир Андрианов и я. Для нас мотопробег начался на площади Свободы, где команду завода провожали руководители города, а также родные. Предстояло сначала доехать до Москвы, а потом уже вместе с другими мотоциклистами добраться до границы СССР, которую мы пересекали в Ужгороде. Далее путь лежал на Восток — через Чехословакию и Австрию — в Италию. График поездки был сильно сжат — так, что мы почти без сна «пролетели» до Италии. А там попали под страшную грозу. Дорога проходила по горной местности: справа — скалы, обтянутые сеткой для страховки от камнепада, слева — обрыв к морю, дорога скользкая от дождя, и сверху поливает… Но это испытание выдержали и мы, и наши мотоциклы «Восход». По платному автобану 100-километровый участок пути все 75 машин прошли за 50 минут. Маршрут по Италии проходил через Болонью, Венецию, а финиш был в Перудже — здесь нам вручили памятные золотые медали. Но о них теперь остались только воспоминания, т.к. по возвращении в Ковров я и А. Магницкий отдали их коллекционеру, известному фотохудожнику Валерию Егорову. Его уже нет среди нас, мы пытались найти медали в городском музее, куда, якобы, их передали, но… Если кто-то обладает информацией, где эти медали, просьба одна: позвонить мне по телефону — 8-910-677-0905. Хотелось бы хотя бы сфотографировать их и, возможно, сделать потом муляжи.
1969 год
За год до 25-летия Победы в Великой Отечественной войне от ЦК ВЛКСМ на завод пришло письмо о включении четверых комсомольцев завода имени В. А. Дегтярева (в их числе — одна женщина) в состав готовящегося мотопробега по странам социалистического лагеря со Знаменем Победы. Так я стала участницей незабываемого путешествия по Европе. Стартовали с Красной площади в столице нашей Родины, напутствие давал летчик-космонавт СССР Алексей Леонов. Состав участников был интернациональным: русские на красных «Восходах» и «ИЖ» с колясками (они везли Знамя Победы и знамена соцстран), венгры на «Паннониях» , румыны на «ВСК», немцы на «MZ», чехи на «Чезет» и «Явах», а также в качестве пассажиров болгары, поляки, участники Великой Отечественной войны, в том числе герой Сталинграда генерал Родимцев, журналисты из газеты «Советский спорт» и радио «Маяк», представители ЦК ВЛКСМ, переводчики. Все было очень торжественно, а я лично немного тревожилась: как справятся мотоциклисты с управлением на отшлифованной брусчатке и трамвайных путях — переживала за лобовые стекла. Но все обошлось. На всем пути следования нас встречали с цветами тысячи людей, в том числе те, кто еще помнил о войне, и некоторые даже дарили на память какие-то вещи, сувениры. Мне одна немка повесила на шею свою цепочку, отцепив от нее кулон с фотографией погибшего сына, а другая отдала косынку с плеч. Подаренные цветы всегда лежали у лобового стекла на наших «Восходах». Мы останавливались в местах боев, возлагали венки к памятникам погибшим героям — эти мероприятия порой длились до позднего вечера, а утром — снова в путь. 8 мая, в день когда Европа отмечает День Победы, мы прибыли в Берлин. Торжественная церемония с возложением цветов и венков состоялась у известного монумента в Трептов-парке… Участникам этого мотопробега, посвященного 25-летию Победы, были вручены удостоверения, подписанные маршалом Советского Союза Коневым. В том числе и ковровчанам: мне, водителям СКБ 3иДа Вячеславу Гущину, Юрию Панкратову и Юрию Французову. Наши мотоциклы (они были в экспортном варианте) не подвели, серьезных технических поломок не было, и не было разбито ни одного лобового стекла. Мы были благодарны за это тем дегтяревцам, кто готовил нашу технику, в том числе начальнику бюро дорожных испытаний СКБ Юрию Сергеевичу Григорьеву, технарю с большой буквы.
Из архива газеты Дегтяревец.