Музей былой мото славы

Коллекционер и мотопутешественник Николай Тубаев известен далеко за пределами нашей области. На протяжении нескольких лет он мечтает создать в Коврове настоящий музей мотоциклов.

— Вся моя жизнь связана с мотоциклами, — рассказывает Николай, — их я люблю с детства. Помню как будучи совсем малышом, сидел на подоконнике и наблюдал за соседом. Он приезжал на зеленом мотоцикле и глушил его с помощью декомпрессора — до сих пор мне дорог этот звук.

Год до службы в армии я занимался мотокроссом в секции ДОСААФ, затем призвали служить. Так что серьезно «покататься» не успел и никаких наград не получил. После службы устроился работать на завод, в СКБ (специальное конструкторское бюро).

В начале девяностых, в тайне от начальства, за два года собрал полностью самодельный мотоцикл и назвал его «Роберт». Он кардинально отличался от тех, что выпускал завод. Им даже заинтересовался столичный журнал «Мото». О «Роберте» написали статью, на этом мотоцикле я участвовал в различных конкурсах журнала, в том числе в ралли.

Мотоцикл выставлялся в нашем краеведческом музее и занял первое место среди «самоделок». О чем свидетельствует диплом на стене в моем гараже.

В девяносто седьмом я продал «Роберта». Сейчас об этом жалею.

В конце 2006 года ЗиД и Механический завод делили территорию: здание СКБ находилось на границе и досталось второму. В кратчайшие сроки нужно было освободить помещение. Многое, что было внутри, решили выкинуть, а что поценнее — продать. Мотоциклы, которые стояли там пятьдесят с лишним лет, были проданы за копейки. Я получил их уже у перекупщиков за значительную сумму. Мне удалось спасти пять мотоциклов, остальные были распроданы по запчастям.

Выкупив в 2006 году пять мотоциклов, я решил, что надо спасать и других, тех что стоят по гаражам и сараям — выкинут и не сохранится истории. Закралась такая идея: а не собрать ли мне все мотоциклы хотя бы до 1980 года? Подобрав эту «линейку», решил пойти дальше — найти все мотоциклы серийные и мелкосерийные, которые выпускал ЗиД, исключая «китайские».

Сейчас в моем гараже собрано около шестидесяти мотоциклов. Помимо ковровской техники в коллекции есть один мотоцикл минского завода, два чешских, два немецких и венгерский. Часть из них ждут реставрации.

Также у меня есть коллекция значков на мотоциклетную тему, награды, одежда и шлемы известных спортсменов, протоколы соревнований, грамоты, чертежи, отчеты, фотографии и кубки.

Существуют мотоциклы — «доноры». Если 90% деталей на месте и более-менее сохранилась краска, то это хороший экземпляр для реставрации. Если комплектность — 60 %, то мотоциклу нужен «донор». Приходится его покупать, иногда из-за одной детали — руля например.

Про мотоциклы я готов рассказывать неделями, у каждого — своя история.

 

Например, мотоцикл СКУ-5 выпускался с 1981 по 1984 годы для заводской команды в двух вариантах, для зимнего и летнего кроссов. Первый владелец — кроссмен Виктор Аркадьевич Волков, мастер спорта СССР. Осенью 2001 года он трагически погиб от руки сына. Тот ударил отца ножом двадцать раз.

После похорон мотоцикл попал к спортсмену Владимиру Бобкову. Через несколько дней после кросса на приз мэра Коврова пятого мая этого года Владимир Васильевич погиб в ДТП. Еще при жизни я долго вел переговоры с ним, однако всегда слышал «нет». После смерти родственники согласились продать мотоцикл. Началась история со сбором средств: сумма большая, пришлось почти всю занимать.

В данный момент комплектую мотоцикл оригинальными деталями, хочу привести его в порядок к зимнему мотокроссу, на котором представлю на обозрение публике. Изображение волка из «Ну, погоди!» на топливном баке останется в первоначальном виде — в память о первом владельце.

Другой СКУ-5 принадлежал Владимиру Борисовичу Марову, неоднократному призеру зимних традиционных мотокроссов на приз Завода имени Дегтярева.

В прошлом году «Ковровец» играл с немецкой командой «Убштат-Вайер». На «Мотодром» я был приглашен развлечь публику: приехал на немецком мотоцикле в красноармейской форме. Вместе с сыном Максимом мы несколько раз прокатились по стадиону. После игры Александр Иванович Царев передал в музей игровой мяч.

А в этом году знаменитый мотоболист подарил моему музею ЗДК-250 СМБ-4, на котором тренировался и играл. На этих морально устаревших мотоциклах команда давно уже не играет. Еще в коллекции есть мотобольный мотоцикл ЗиД-50-СМБ, его я приобрел у хорошего знакомого.

Я долго мечтал найти знаменитый К-175, как две капли воды похожий на чешскую «Яву». В 50-х годах на выставке в ВДНХ чехи увидели схожесть. По одной из версий, разразился скандал, по другой — сложность конструкции заставила изменить некоторые детали.

В 1998 году писал о К-175 статью в журнал «Мото», информацию собирал по крупицам, а для иллюстрации заказал у художника рисунок по эскизу.

Прошло пять лет. Знакомый заглянул на работу и рассказал, что один приятель продает мотоцикл, который меня заинтересует. Когда тот открыл гараж, у меня загорелись глаза – передо мной стояла комплектная «ковровская Ява». Оказалось, это единственный экземпляр из первой партии, что хорошо сохранился до нашего времени. В день покупки я даже доехал на нем до дома.

Постепенно я превратился в краеведа. Боюсь, что в нашем городе про мотоциклы никто не расскажет лучше меня. Я не думаю, что музей будет приносить прибыль, как правило музеи убыточны, но главное – это сохранить историю. Тем не менее, для города это большой плюс. В отчаянном поиске здания для музея возникают различные препятствия. Основная проблема – отсутствие у меня денег, так как выделять муниципальное здание никто не собирается. Боюсь, что городу музей просто не нужен.

Пару месяцев назад загорелся идеей приобрести двухэтажное здание на улице Абельмана. Но цена неподъемна: даже если я продам все, что имею, денег все равно не хватит.

В устной форме главный архитектор предложил землю на Строителей. Стоимость постройки здания 5-6 миллионов рублей.

— Деньги у вас есть? – спросил Бай. — Нет, — сказал я. — А что же вы пришли?

Я хочу быть директором музея. Он действительно должен быть частным, так как государство не уделяет должного внимания культуре. В городском краеведческом музее находится пятнадцать мотоциклов, но они неизвестно по какой причине не демонстрируются.

Я мотопутешественник, люблю просто прокатиться по лесу, либо отправиться в настоящее многодневное путешествие. Бывал в разных странах: в Осетии, Казахстане, Чечне, Кабардино-Балкарии, Йемене, Латвии, Литве, Эстонии, Грузии, Финляндии, Швеции, Норвегии, а также в Заполярье и Карелии.

Путешествие обычно планируется за полгода. Сидишь на работе зимним вечерком и думаешь – куда бы мне смотаться? Почему бы не в Эстонию? Звоню другу из Ярославля. Договариваемся, оформляем документы и в мае отправляемся за границу. А в Эстонии как раз открытие мотосезона. В средневековом замке города Нарва для гостей накрыты столы с разными вкусностями. Несколько поразили тазики с красной икрой, лесных кабанов зажаривают на вертеле, люди ходят в средневековых одеждах, выступают музыканты. Это надо увидеть своими глазами. Организовано на высшем уровне.

Но самые интересные путешествия происходят в одиночестве.Например, за две таких поездки я посмотрел все живописные ущелья в Северной Осетии.

А в Коврове в летний воскресный день меня можно увидеть на мотоцикле 1939 года в одежде 40-50х годов. Путешествуя по Европе, неоднократно наблюдал любителей старой техники катающихся на старинных автомобилях и мотоциклах, там интерес к истории не угас и народ пытается ее сохранить. Почему бы и нам не последовать их примеру?

Ко мне приезжают группы мотоциклистов не только со всей России, но и из-за границы. Благодаря моим многочисленным друзьям и интернету люди узнают, что в Коврове есть «неофициальный» мотоциклетный музей. В этом году в гостях была самая большая группа — 26 человек. На втором этаже гаража есть копилка «Помоги музею» с эмблемой сайта.

Онлайн-представительство музея мото-техники moto-kovrov.ru существует почти год.

автор: Вера Никитина.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *