«Сыны» Коврова зажигают олимпийский огонь

О ковровском коллекционере мотоциклов Николае Тубаеве знают далеко за пределами Владимирской области. О нем пишут газеты, рассказывают телеканалы и интернет-ресурсы, в его частный музей постоянно наведываются туристы из городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Наша газета тоже не раз рассказывала об увлечении Николая. Но сегодняшний наш рассказ будет лишен пафоса и праздничной мишуры.

Фанатик

Собирать свою коллекцию Николай начал совершенно случайно. 11 лет он проработал на «ЗиДе», в ОКБ-2 занимался испытанием двигателей. К мотоциклам всегда относился с теплотой: пользовался ими в быту, как большая часть мужского населения Коврова, коротал за их ремонтом вечера в гараже. В 2007 году Николай случайно узнал, что при разделе территории между ЗиДом и КМЗ пришлось освободить помещение, в котором хранилось несколько экземпляров мотопродукции предприятия. Ненужные заводу мотоциклы тогда продали через кассу по бросовой цене. Что-то в пределах 500-1200 рублей за штуку. Это были не просто мотоциклы. Каждый из них – исторический этап в жизни производства, города, страны. Вместе с техникой ненужными оказались и исторически ценные бумаги: фотографии, чертежи, газетные публикации. Некоторые уцелели: заводчане, в прямом смысле слова, вытаскивали их из мусорных контейнеров и на свой страх и риск проносили через проходные. Николай сам не знает, почему тогда озаботился судьбой этих фотографий и мотоциклов. И денег свободных у семьи вроде не было, но взялся эти мотоциклы выкупать у частников. Те уже за них не по 500 рублей просили – тысяч двенадцать и больше. Выручить всех железных коней не успел. Какие-то экземпляры люди скупили, чтобы продать по запчастям, около десятка приобрел еще один коллекционер. С тех пор как-то незаметно для себя Николай начал «охоту» за мотоциклами. Поначалу цели создать музей перед собой не ставил. Просто хотел иметь весь модельный ряд мотопродукции, произведенной на «ЗиДе» в период с 1946 по 2002 год. Параллельно с техникой собирал всевозможные документы, чертежи, фотографии. Сегодня в коллекции Николая имеются эксклюзивные документы и фотографии, существующие в единичном экземпляре. Например, эскизы мотоциклов, которые разрабатывались конструкторами, но так и не попали в производство, и память о них теперь хранит лишь бумага. Немало эксклюзивных образцов и среди техники: первые мотоциклы ковровского производства К-125 или К-55, опытный образец машины с 250-кубовым двигателем «Восход-250», спортивные машины, созданные для мотокросса и мотобола.

Сегодня в коллекции Николая Тубаева насчитывается 49 мотоциклов. Среди них есть несколько единиц немецкой, венгерской и чешской раритетной мототехники. Большая их часть уже отреставрирована, остальные ждут своей очереди. Ведь реставрация мотоциклов – процесс дорогой и сложный, а главное трудоемкий. Деталям требуется токарная, фрезерная, шлифовальная обработка, гальваническое и лакокрасочное покрытие. Понятно, что самому Николаю в гараже с реставрацией не справиться. Вот и приходится кого-то просить, платить, договариваться. Все это серьезно растягивает процесс. Но Тубаев уже не представляет своей жизни без своих мотоциклов. Каждый приобретенный экземпляр для него сродни появлению нового члена «семьи». Сейчас Николай ведет поиски восьми моделей мотоциклов. Именно стольких раритетов ему не хватает в модельном ряду мотопродукции «ЗиДа». Три машины уже нашел. «Фермер-200» ему готовы продать за 20 тысяч рублей. Уникальный мотоцикл «Бархан-200», единственный сохранившийся из партии количеством 11 штук, он отыскал в Волоколамске. За него просят 28 тысяч рублей. За еще один раритет – спортивный мотоцикл «Восход СК-6», так же сохранившийся в единственном экземпляре – ему нужно выложить 70 тысяч рублей. К сожалению, денег у коллекционера на их покупку нет.

Обнадежили

Пару-тройку лет назад, когда об увлечении Николая написали в газетах, к нему начали приезжать туристы. Оказалось, очень много людей интересуется историй мотоцикла. Причем людям интересно не просто посмотреть и прокатиться на раритете, им хочется получить как можно больше информации обо всем, что связано с российской мотоиндустрией. Туристы часами рассматривают старые фотографии и чертежи и от души благодарят ковровского коллекционера за то, что он сохраняет историю для потомков.

Увидев неподдельный интерес людей к своему увлечению, Николай всерьез задумался над созданием музея ковровского мотоцикла. И самое интересное, его идею поддержали власти города Коврова. Прошлой осенью Виктор Кауров позвонил Тубаеву и лично посетил его гараж. Глаза главы города при виде хромированных «коней» горели неподдельным интересом. Вот как о результатах встречи Н. Тубаева и В. Каурова писала муниципальная газета: «В завершение встречи обсудили шаги по организации музея. Глава Коврова сообщил, что многолетние разговоры о его создании завершились. Теперь идея переходит в практическую плоскость, создана специальная рабочая группа по созданию городского музея мотоциклов».

К огромному разочарованию Николая, дальше разговоров дело не пошло. Его пару раз приглашали в администрацию города и предлагали помещения для выставки мотоциклов. Сначала пытались «скрестить» с краеведческим музеем. Но эта идея погибла в зародыше. Потом предложили небольшое помещение, в котором единовременно могут разместиться порядка шести мотоциклов. Мол, будешь менять экспозицию, за год, глядишь, все свои мотоциклы и покажешь. Тут уж Николай отказался. Он слишком много вложил времени, средств и душевных сил в создание своей коллекции, чтобы размениваться по мелочам.

Тубаев мечтает о другом музее: «Музей хочется сделать настоящий. Чтобы это было пусть небольшое, но отдельное здание с парковкой, с демонстрационными залами, в которых можно разместить не только мотоциклы, но и старые фотографии, чертежи, эскизы, кое-какие исторические документы. В идеале, если в комплексе с музеем будет пара-тройка гостиничных номеров, для гостей города, небольшое кафе». Он уверен, что с посетителями проблем не будет. Даже разработал для их привлечения несколько маркетинговых предложений, которые позволят музею заработать денег для содержания коллекции.

Поняв, что власти города потеряли всяческий интерес к организации музея ковровского мотоцикла, Николай Тубаев попробовал было сам приступить к реализации этой идеи. Думал сначала место под музей определить, потом инвесторов начать искать, да не по силам ноша оказалась. Выяснилось, в центральной части города нет ни одного свободного клочка земли, на котором можно было бы разместить экспозицию.

А больше не к кому

Сегодня ковровский энтузиаст вынашивает идею обратиться за помощью к директору ОАО «ЗиД» Александру Владимировичу Тменову. Даже письмо ему написал, в котором вкратце поведал о своей коллекции и планах на музей. Только не отправил. «Знаю, – говорит Николай, – сколько просителей к нему в день обращается, боюсь, затеряется моя идея в этом потоке или вовсе не дойдет до адресата». Поэтому в надежде, что гендиректор ОАО «ЗиД» читает местную прессу, озвучить свое обращение Николай Тубаев решил с нашей помощью. Он просит Александра Владимировича о содействии в организации музея и надеется, что с помощью завода удастся сделать подарок потомкам и увековечить историю ковровского мотоцикла.

На Эльбрус

Напоследок очень хочется рассказать об одном экспонате из коллекции Николая Тубаева. Один из его мотоциклов летом совершит восхождение на Эльбрус. Восхождение посвящено предстоящей олимпиаде в Сочи. На мотоцикле Н. Тубаева на Эльбрус доставят факел с олимпийским огнем.

История этого эксклюзивного и существующего в единственном экземпляре мотоцикла крайне интересна. Изначально он принадлежал приятелю Николая, известному альпинисту и мотопутешественнику Гиви Гвирджишвили из Краснодара. Тот собрал его из деталей, произведенных нашим «ЗиДом», их туда поставлял Николай. Сборка мотоцикла осуществлялась по эскизу и проекту, разработанному еще одним другом Николая Алексеем Гарагашьяном, рукастым конструктором-самоучкой, прославившимся постройкой специальных автомобилей для ралли «Ладога трофи», проживающем в Ленинградской области. Друзья назвали его «Чегет», по имени одноимённой реки, горы и посёлка в Баксанском ущелье. Приезжая погостить в Краснодарский край, Николай не раз покорял на нем горы Кавказа, заезжал в Приэльбрусье на высоту 4180 метров над уровнем моря. В итоге друг подарил этот мотоцикл в коллекцию Тубаева. А сейчас выпросил обратно, для восхождения. Оно запланировано на летние месяцы, когда погода позволяет горы покорять. Правда, в свете последних событий, когда В. Путин раскритиковал организаторов олимпиады за излишние траты, восхождение может не состояться. Но мы продолжаем надеяться, что «сын» земли ковровской доставит-таки олимпийский огонь на Эльбрус.

SAMSUNG DIGITAL CAMERA
SAMSUNG DIGITAL CAMERA

автор: У. КРАЙНОВА, взято из статьи ковровских вестей http://kovrovskievesti.ru/?p=17331

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.