Последний раз мы с ним встретились в конце августа, утром на берегу Днепра, на Русановке. Юрий Игнатьевич улыбаясь, сказал: «А я уже поймал два окуня! Каждый день рано утром обхожу все свои места и закидываю спиннинг…».
Сегодня, когда есть учебные пособия по мотокроссу американца Симекса, француза Тортелли, бельгийца Эвертса, многие и не знают, что самым первым в мире, кто научно обосновал подготовку мотогонщиков, был Ю.И. Трофимец. Ведь до него не было ни одной книги, где обобщался бы опыт тренировок мотоспорта, давались точные рекомендации чему и, главное, как обучать будущего мотокроссмена. Даже тот же Симекс в своих видеофильмах ссылался на Юрия Игнатьевича.
Он родился в 1925 году в городе Прилуки. Тогда, до войны, мотоциклов было очень мало, но его сосед был счастливым обладателем старого-старого мотоцикла с еще ременной передачей, завести который можно было только «с толкача», а Юра с мальчишками был одним из самых инициативных «толкачей». Зато потом было огромным счастьем проехаться на заднем сидении… Вечерами он мечтал, что когда-нибудь можно будет сконструировать такие мотоциклы, которые смогут летать… Уже тогда Юра серьезно стал увлекаться техникой, выписывать журнал «За рулем» и схемы ремонта и устройства автомобилей «Книга-Почтой». Его тогда очень поразило сообщение, что установлен рекорд скорости – 450 км/час на автомобиле с двумя самолетными двигателями. Знать бы тогда, что во время войны он попадет на завод «Хорьх», и в заводском музее увидит тот самый рекордный автомобиль… В те же дни его командир достанет для него трофейный (но зато новый!) мотоцикл ДКВ, предназначенный для Африки. И с этого момента с мотоциклами он не разлучался… В 1947 году Юрий участвует в своей первой гонке в Львове. В течение 14-ти лет он, как военнослужащий, выступал за мотокоманду при доме офицеров во Львове, где и стал многократным чемпионом Украины (с 1952 по 60-е годы). Особенно он любил зимние мотокроссы. На чемпионате СССР в 1955 году в классе 350 см3 Юрий Трофимец стал серебряным призером.
Одновременно он тренировал спортсменов, среди которых был «легендарный» Игорь Григорьев. Заслуги Трофимца заметили и пригласили стать тренером сборной СССР. И даже дали квартиру в Москве, но возникли проблемы с пропиской – как раз в это время Н. Хрущев проводил очередную чистку. И тогда ему предложили на усмотрение стать тренером на мотозаводах в Ижевске или в Коврове. Он выбрал Ковров. Именно там он полностью раскрылся как тренер – за шесть лет он подготовил 12 новых чемпионов и призеров СССР (среди которых Кавинов, Краснощеков, Тюрин, Петров, Варабин и другие)! Такого еще не было, и, наверное, еще не скоро будет!
Его тренировки отличались от общепринятых. Спортсмены ездили на заднем колесе по «змейке», что развивало чувство координации. Чего стоит одна езда ночью по обледенелой зимней трассе в темных очках – для того, чтобы развить чувство трассы у гонщиков. На каждого спортсмена был заведен дневник, где все фиксировалось, особенно физическое состояние, поэтому как тренер он знал, когда у спортсмена пик, а когда спад. Бахирев В.В., с 1968 года министр машиностроения СССР, а в то время директор завода, видя его результаты, попросил создать группу испытателей мотоциклов «Ковровец». И тогда Юрий Игнатьевич придумал свою особую знаменитую систему отбора – велотесты. Что тогда творилось! Почти весь Ковров ездил на заднем колесе, готовясь к еженедельным стартам, был даже придуман переходящий кубок на лучшего велогонщика города! Одновременно Юрий Игнатьевич совершенствовал двигатели – если серийный двигатель в 125 см3 давал 10 л.с., то после его вмешательства он показывал уже 16 л.с.
После ухода Бахирева на пост министра, Трофимец в 1967 году (по приглашению Федерации Мотоспорта Украины) переехал в г. Киев, на должность инструктора ЦК ДОСААФ. Основная методическая работа легла на его плечи, и в это же время вышла его первая книга «Подготовка гонщиков», аналогов которой нет в мире до сих пор. Книги его отличаются научным подходом и основаны на практике во время соревнований, сборов в Адлере, Сухуми, где были и медицинские специалисты по кардиологии, питанию.
По мнению Ю.И. Трофимца, в мотокроссе на первом месте стоит подготовленный тренированный спортсмен, на втором месте – ходовая мотоцикла, его подвеска и сбалансированность мотоцикла, на третьем – вес мотоцикла (чем меньше, тем лучше), и только на четвертом месте мощность двигателя. И это все подтверждено многолетними исследованиями и примерами! Швед Халльман на чисто серийных двигателях становился четыре раза чемпионом мира. Владимир Кавинов, победитель этапа чемпионата мира в Чехословакии, после победы сообщил, что двигатель «совсем не тянет», а когда его проверили на стенде, то мощность была всего лишь 14 л.с. вместо 32 л.с. Но Владимир, не зная этого, сумел выиграть два заезда! В другом случае, гонщик Б. Динабург, испытывая мотоцикл «Ковровец-125», один заезд проехал на двигателе мощностью 19 л.с., а потом на его мотоцикле установили лепестковый клапан, который поднял мощность двигателя на 5 л.с. Но самое удивительное, что результат времени круга не улучшился!
Очень интересен один случай, объясняющий, как наши гонщики пересели на мотоциклы КТМ. После того как В. Кавинову довелось случайно проехаться на нем, представители завода встретились с Ипатенко А. В. (начальник ЦАМК в течении 14 лет) и Трофимцом Ю.И. Торговый директор КТМ Лехнер (который в 1952 году участвовал в международном кроссе в г. Тбилиси) предложил опробовать мотоциклы на этапе чемпионата мира. Ипатенко А.В., понимая что в СССР контакты с представителями капстран не приветствуются, начал осторожничать, и предложил для испытаний привезти мотоциклы на Кавказ.
Трофимец, понимая, что с таким подходом возможность сотрудничества может отложиться надолго, и еще с войны зная немецкий, перевел так: «Да, хорошо, привозите на следующий этап». Через две недели Юрий Игнатьевич, заезжая на трассу в Голландии, сразу увидел на прицепе новенький КТМ, понял, что это австрийцы привезли мотоцикл на испытания. Чехи, увидев это, очень заволновались, и Трофимец, чтобы их не будоражить, отъехал с ребятами в лес, где были просеки, там и опробовали мотоцикл, и остались довольны.
Было решено, чтобы Кавинов первую половину тренировки проехал на ЧЗ, а вторую на КТМ. В итоге, Владимир на КТМ в конце тренировки показал время на восемь секунд лучше, чем многократный чемпион мира Жоель Робер. Начали вечером звонить в Москву с телефона-автомата, который был в холле гостиницы, и всю ночь были переговоры из отеля, а чехи стояли рядом и слушали. А тут еще и мотоцикл CZ Моисеева, который стоял на прицепе возле гостиницы, украли. Утром полиция нашла следы от грузовика, в который, вероятно, перегрузили мотоцикл. Приехал представитель посольства Чехословакии и очень возмущался, грозился, что за разрыв отношений они «положат партбилеты», обвиняя Ю.И. Трофимца в сговоре с КТМ. Но Москва разрешила Кавинову проехать этап на КТМ, и Владимир с большим отрывом выиграл два заезда.
Жоель Робер потускнел, а чехи надулись… В следующие выходные в городе Ренен проходил неофициальный чемпионат в классе 500 см3. И туда КТМ привез мотоцикл 250 см3 и Кавинов на нем выиграл все три заезда в классе 500 см3 у звезд того времени – Роже Де Костера и Хейкки Микколы. И тогда стало очевидно, что контракт с КТМ взаимовыгодный: сборная получает хорошие мотоциклы, а деньги идут в казну родины. Завязались очень хорошие дружеские отношения с заводом, в честь чего много лет на центральном входе висел советский флаг. И это в Австрии, на родине Гитлера! Одно время даже велись переговоры, чтобы открыть совместное производство мотоциклов КТМ–ИЖ в Ижевске. Когда они (Трофимец и Кавинов) приезжали на завод КТМ, их лично встречал владелец фирмы Э. Трункенпольц, и всегда селил их у себя дома – уж очень ему нравилась езда Кавинова. Но, к сожалению, случай на таможне перечеркнул мировую карьеру Владимира на три года. В Выборге, при пересечении границы, откуда ни возьмись, появилась женщина-таможник, открыла первый попавшийся чемодан, а это оказался чемодан Кавинова, и оттуда выпал бумажник, а в нем комсомольский билет, и… (о, ужас!) сто не задекларированных долларов! После этого вся таможня стала проверять нашу сборную, а тут еще и Алексей Кибирин «пошутил», сказав: «А все равно не найдете!». После этого даже двери в автомобиле разбирали… А Кавинову за это нарушение запретили выезд за рубеж на три года…
За все время работы через «руки» Юрия Игнатьевича Трофимца прошли такие знаменитые мотокроссмены, как: Григорьев, Варабин, Тюрин, Краснощеков, Петров, Петушков, Валиев, Кралинин, Кавинов, Моисеев, Кибирин, Горулько, Яковлев, Агеев, Овчинников, Леванс. А после развала СССР он стал тренировать в разное время эстонцев Аво, Айгар, Таниель Леок, румына Радута, братьев из Молдавии Николая и Михаила Кочу, Гримальского, Гончарова, Дуновича, украинцев Пащинских, Руденко, Майбору, Войцицкого, Маханькова, Буренко. Да и во время нашего разговора Юрий Игнатьевич, поглядывая на часы, спешил на тренировку.
На прощание, когда я фотографировал его, он спросил: «А ты знаешь, как расшифровывается КТМ»? Я ответил – это основатели завода Кронрейф и Трункенпольц в Маттигофене. Он засмеялся и сказал, что КТМ – это Кавинов, Трофимец, Моисеев. Да, действительно, КТМ создал прекрасный мотоцикл, а Кавинов, Трофимец и Моисеев победами на чемпионатах мира прославили его на весь мир, дав ему всемирную славу и, чего скрывать, огромную рекламу.
На вопрос Юрию Игнатьевичу, кто же, с его точки зрения, величайшие мотокроссмены мира, он ответил: «Жоель Робер был очень техничный с одной стороны, а с другой стороны – разгильдяй, впрочем, как и Миккола. А Хальман не мог подтянуться ни разу на турнике, но, тем не менее, это ему не помешало стать четырехкратным чемпионом мира. Кавинов, не попади он в эту неприятность, мог бы стать многократным чемпионом мира, так как имел абсолютное самообладание, и уже во время заезда мог все рассчитать, сколько очков он заработал, а сколько соперники. И, конечно, Геннадий Моисеев, который своим трудом и фанатизмом в мотоспорте добился звания трехкратного чемпиона мира».
Текст: Алексей Насонов,
руководитель мотокоманды Национального Транспортного Университета г. Киев.
Фото: предоставлены автором
С большим удовольствием прочитал статью,очень хорошие фотографии. Книги Ю.И.Трофимца еще многие года будут академией мотокросса. Спасибо автору.