Звездный «тандем» КТМ 1

«Подарки» от КТМ стали своеобразными камнями преткновения. Еще в 1974 году, когда Геннадий первый раз стал чемпионом мира, о марке КТМ узнал весь мир. До этого малоизвестная австрийская фирма продавала до 10 кроссовых мотоциклов в месяц, а после побед Моисеева на этапах завод перестал справляться с заказами, пришлось расширять производство, увеличивать количество работников. Благодаря успехам наших гонщиков скромная австрийская фирма вскоре превратилась в одного из известнейших европейских мотопроизводителей. Говорят, что портрет Моисеева до сих пор висит в кабинете руководства КТМ с символической надписью — «Он дал нам работу».

За эти заслуги фирма решила презентовать Моисееву Mercedes, но чиновники из Москвы холодно отнеслись к этому подарку. Позднее он все же стал вторым ленинградским автолюбителем, который имел свой личный Mercedes, на первом, в то время, ездил начальник милиции г. Ленинграда.

4

И так в 1977 году гонщиков в Австрии снова ждут автомобили за 1-е и 2-е место на чемпионате мира, а Москва стала тормозить дело — принимать подарки нельзя. И в который раз нашим ребятам помог трижды Герой Советского Союза, маршал авиации Александр Покрышкин. Он очень любил мотоспорт и, как национальный герой, был вхож в самые высокие инстанции. Но за это Геннадию пришлось подарить свои Жигули (полученные за второе место в 1976 году) Дому пионеров, с которого он начал свой путь в большой спорт.
1978 год должен был повторить 1977 год с зеркальной точностью. Вновь Моисеев уверенно идет в лидерах всего чемпионата к своей третьей победе, а Кавинов из-за проблем с техникой (лучшие двигатели делались Моисееву, а ему —те, которые не устраивали Геннадия) не мог в полную силу вести борьбу. На этапе в США, который проводился тогда впервые, они выступили плохо. Не учли акклиматизацию, выступали в самый ее пик (по словам Владимира Ивановича, такое ощущение, что год не ездил на мотоцикле, во время заезда быстро ощущалась сильная утомляемость, нехватка кислорода). Кроме акклиматизации их еще поразила доброжелательность американцев, их отношение к мотоспорту, которое уже тогда было на уровень выше, чем в Европе.

 

Перед последним этапом в Ленинграде Кавинов столкнулся с несправедливостью со стороны механика КТМ, Штульбергера. Владимир реально претендовал на второе место в общем зачете, но, как выяснилось, его второе место было не нужно команде, необходима была только чемпионская победа Моисеева, а он получался, как бы “на подхвате”. Австрийский механик не посчитал нужным произвести замену предельно изношенного двигателя на мотоцикле Кавинова, объясняя это тем, что заменить нечем, хотя резервный двигатель в запасе был. Все это стоило нервов, а тут еще и немецкий гонщик Майш грубо сбил Владимира на трассе. В итоге — только четвертое место. А Моисеева ждет очередной Мерседес, но тут уже в категорической форме ему не разрешают его получить. И Геннадий от него отказывается, заменяя на другую награду — двухосный прицеп-дачу, а Кавинов за четвертое место получает одноосный прицеп.

На 1-й этап 1979 года Геннадию привезли три новых «заряженых» двигателя, а Владимиру — только один, и то восстановленный, прошлогодний. Механик Зигфрид стал оправдываться — «я не могу делать много двигателей, так как кроме вас, делаю еще и Корнееву, итальянцам, швейцарцам, а также на «многодневку». И Кавинову ничего не оставалось делать, как отказаться от его услуг, и принять решение выступать на серийном, стандартном мотоцикле КТМ. В итоге у него досрочно 3-е место, а у Моисеева на уникальном мотоцикле — только четвертое. После этого Штульбергер объявил о прекращении своей работы над двигателями, тем более, что ряд фирм уже создал мотоциклы, превосходящие КТМ по мощности, и главное, по ходовым качествам. Все это привело к разрыву с КТМ, к тому же руководство советского мотоспорта с каждым годом запрашивало у хозяина фирмы КТМ, Эриха Трункенпольца все большие суммы за их выступления. Вот так закончился почти восьмилетний период сотрудничества с фирмой КТМ, который благодаря нашему звездному «тандему» принес самый богатый за всю историю советского мотокросса урожай медалей на мировых чемпионатах.
Наши ребята стали искать, на чем выступать. Обратились к японцам, но Yamaha уже набрала гонщиков, Suzuki промолчала, а Kawasaki устраивали успехи в классе 500 см3. Honda начала думать и вроде согласилась, дала даже бланки контрактов для заполнения, но тут вмешалась политика. Как раз в этот период Советский Союз ввел войска в Афганистан, и Страны Большой Семерки, в том числе и Япония, объявили СССР бойкот, который пришелся на московскую олимпиаду 1980 г. Коснулся он и наших гонщиков. Руководство сборной не нашло ничего лучшего, чем обратиться за помощью к чехам. И пришлось нашим ребятам делать два шага назад — садиться на совсем неконкурентоспособные мотоциклы CZ, хотя в это же время KTM прислал официальное письмо, чтобы продолжить контракт с нашими асами (предлагалось Кавинова посадить на мотоцикл класса 125 см3, а Моисеева в 500 см3).

Но ответа на это письмо даже не последовало! Видимо какой-то чиновник, далекий от спорта, посчитал, что с чехами все договорено и не будет никаких проблем. О чем говорить, если наших гонщиков даже не пустили на ежегодную церемонию награждения (до сих пор кубок Кавинова за 3-е место 1979 года находится в Австрии у механика КТМ Ханса в кабинете). На самом деле это был крах, который отбросил наших гонщиков далеко от элиты мотоспорта, плоды чего мы до сих пор пожинаем.
И как показал 1980 год, сезон был провален. С первых же этапов постоянные сходы из-за технических неполадок, отставание на круге от лидеров доходило до 8-ми секунд. Обидно было видеть таких выдающихся мастеров, как Моисеев и Кавинов, (на которых еще год назад равнялись все сильнейшие мотокроссмены мира и с обожанием смотрели болельщики) не в компании лидеров, но что поделаешь — в техническом виде спорта не все зависит только от мастерства гонщика. Хотя на этапе в Кишеневе Кавинов сотворил чудо — смог объехать чемпиона мира Жоржа Жобе (Бельгия), фирменного гонщика Suzuki, но ехал он тогда на грани возможного. К сожалению это была одна из последних громких побед сборной СССР на чемпионатах мира, но тогда казалось, что победы еще будут.

P.S. Сейчас Владимир Иванович (самый именитый и титулованный мотоспортсмен за всю историю Украины) тренирует молодых гонщиков, передавая им свой огромный опыт. Занят общественной работой — является заместителем председателя комитета мотокросса федерации мотоспорта Украины. Готовится в этом году принять участие в чемпионате мира по мотокроссу среди ветеранов.
Геннадий Анатольевич Моисеев в последние время возглавлял мотоциклетную федерацию России. В данный момент уехал из Москвы в Тюмень тренировать мотокроссменов.

Текст: Алексей Насонов (руководитель мотокоманды НТУ)
Фото: из личного архива Владимира Ивановича Кавинова
Редакция также благодарит Валентина Елтышева за помощь в подготовке материала.

Источник: http://www.motodrive.com.ua/content/Zvezdniy_tandem_KTM_1.html

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *