Радикальная разработка дорожного мотоцикла в новом для завода классе «250». Опытный мотоцикл, над которым работали с 1976 по 1980гг. получил новый 250-кубовый двигатель (размерность 70х64 мм) с 2-вальной 5-ступенчатой КП и «высоким» однотрубным цилиндром. Мощность мотора 20 л.с. позволяла мотоциклу разгоняться до 115 км/ч, из-за чего была разработана более жёсткая дуплексная рама, улучшенные подвески и тормоза.
Впервые на заводе применили 12-вольтовое электрооборудование со 100-ваттным генератором (вместо, соответственно, 6 В и 65 Вт). Новые были фара со светотехникой «Европейский луч», указатели поворотов, задний фонарь, впервые установили два зеркала. Более современной формы стали инструментальные ящики, «приборка» и тиснёное сиденье. Конструкция переднего крыла позволяла изменять его высоту.
«Восход-250» отвечал требованиям ЕЭК ООН, прошёл все этапы испытания, в том числе государственные, было получено несколько авторских свидетельств. Параллельно готовили несколько модификаций, в том числе над дизайном работали во ВНИИТЭ, и окончательно был принят именно их вариант.
Но «Восход-250» не дошёл до серии, хотя завод провёл большие работы по переоснащению производства, истрачены были колоссальные денежные средства. Причин отказа было несколько: невозможность осваивать новый мотоцикл не снижая, как того требовал Миноборонпром, объёмов производства, сложности с выпуском большого числа новых узлов, не смотря на то, что были построены новые корпуса цехов и подготовлены рабочие кадры. Возможно, причиной была развязанная война в Афганистане. Кроме того, «Восход-250», находясь в нише машин из Ижевска, где выпуск в те годы планировалось, довести до полумиллиона в год мог, бы составить им конкуренцию.
В здании СКБ была установлена «бегущая строка», на которой рабочие могли прочесть: «До начала производства мотоциклов Восход-250 осталось 165 дней!», ….65 дней, …5 дней, далее снова 165 дней. А позже, когда уже всё было предрешено, строку и вовсе убрали.
Отдельные узлы «Восхода-250» – вилка, задняя подвеска, колеса, приборы освещения и сигнализации, а также подшипники нижней головки шатуна впоследствии были использованы при модернизации 175-кубового мотоцикла.
Было произведено около 20 разных опытных образцов.
Два мотоцикла из этой серии находятся в частном музее Николая Тубаева.
Двигатель – 246,2 см3, 20,0 л.с., 5 передач; вес – 140 кг; объём бензобака – 14 л.; колёса – 3,25-16″ / 3,25-16″; макс. скорость – 115 км/ч.
ВОСХОД-250
Как это было.
Разработка нового мотоцикла на заводе проводилась в соответствии с двумя постановлениями Совмина СССР. Минавтопрому вменялось в обязанности обеспечить разработчиков обрабатывающим оборудованием, комплектующими и электрооборудованием. Завод должен был организовать проектирование и изготовление образцов, проведение испытаний. Для выполнения этого задания в СКБ была создана бригада, в которую вошли конструкторы-дорожники во главе с Д.П. Кабаевым, двигателисты – во главе с В.И. Аксёновым. Были созданы новый двигатель, ходовая часть, электрооборудование. На эти разработки ушло около года. Чтобы поставить изделие на производство, нужно было изготовить не менее 5 образцов. Провести испытания. Для выпуска этого мотоцикла на завод было заказано и куплено около ста агрегатных станков. На второй промплощадке начал строиться новый корпус двигателей, под эти мощности построены новый корпус кузнецы, литейный цех. Успешно были проведены государственные испытания. В соответствии с приказом директора была изготовлена опытная партия мотоциклов, а так же был изготовлен образец мотоцикла Восход-250-01 СПОРТ. Но на завод приезжает правительственная делегация в составе министра оборонной промышленности П.В. Финогенова, министра машиностроения В.В. Бахирева, заместителя председателя Совмина Ю.М. Смирнова. Решение о судьбе нового изделия приняли в кабинете директора завода, а публично на совещании в СКБ огласили это решение – завод должен заниматься выпуском мотоциклов класса 175 куб./см. Причина отказа заводу в выпуске новой модели мотоциклов заключалась в том, что аналогичные разработки новых мотоциклов проводились на Ижмаше. Ижевцы должны были организовать выпуск мотоциклов двух классов – 350 куб./см. и 500 куб./см. Там были построены так же новые корпуса, выстроены целые линейки для сборки новой продукции. И решением министерства предпочтение было отдано разработкам ижевцев. На нашем заводе тема по выпуску мотоциклов класса 250 куб./см. была закрыта. Частично новое оборудование было модернизировано, частично продано, частично использовано производством. А 15 собранных образцов, собранных на конвейере, продано. Репутация завода, конечно, не очень пострадала, да и разработки в конечном итоге по максимуму использовались в серийных моделях класса 175 куб./см. Но это удар по репутации конструкторов-разработчиков которые очень болезненно восприняли это решение. Работа конструктора, к сожалению, не всегда оценивается по результату, часто вмешиваются причины, совершенно далёкие от оценки разработок. К классу 250 куб./см. возвращались ещё раз: появился Восход-250 с 4-х тактным двигателем. Была подготовлена документация на двигатель с несколькими вариантами газораспределительного механизма, но, всё осталось лишь на бумаге, так как надо было сделать новый мотоцикл быстро и дёшево. Так был угроблен ещё один перспективный проект.
ВОСХОД-250-01 СПОРТ
Здравствуйте,николай хотелось спросить где сейчас находится музей? Очень хотим придти с другом и посмотреть мне 13 лет
Владислав, привет.
Мой номер телефона 8910-188-82-08. Нужно позвонить, и я объясню как попасть в музей.
Здравствуйте, Николай!
С большим интересом и удовольствием читаем Ваш сайт, следим за новостями, узнали много новой полезной информации.
Большое Вам человеческое СПАСИБО за этот труд!
Благодарю за добрые слова!
Блин хочу такой моцик!
Здравствуйте , Николай . Можно ли как-то приобрести данный мотоцикл , за повышенную цену например или все-таки никак?
Здравствуйте Николай. Спасибо вам за информацию о мотоциклах. Сам поклонник мотоцикла с 1983 года . Тогда отец купил Днепра с коляской. А в 1994 году купили В осход 3м-01. Классные мот оциклы.И сейчас ездим, хотя появился автомобиль.
Стараюсь для вас.
Николай, спасибо Вам большое за ваши труды и сохранение истории. До прочтения ваших трудов не был поклонником ковровской мототехники, но вы открыли для меня новый пласт истории наших мотоциклов. Выходит, наш мотопром планировал увеличение кубатур и применяемых технологий во всех классах: ковровских мотоциклов — до 250 см, ижевских — до 400-500, а ирбитских — до 800-1000? Жаль, что столько перспективных разработок вышли не вовремя, и были похоронены с развалом страны…
Очень понравились мотоциклы серии СКУ, а также 250-кубовые — виден труд дизайнеров и конструкторов, очень грамотные пропорции и внешний вид, во многом благодаря применению дуплексных рам, а особенно заднего треугольника за маятником, как на иностранных образцах — чего очень не хватало всё время производства и ирбитским-киевским, и ижевским мотоциклам. И про пневмогидравлические амортизаторы и вилки тоже много нового узнал — оказывается, не «орионкой» единой хорошие отечественные подвески ограничивались!)))
Николай, к сожалению многое не сохранилось и утрачено навсегда.
Благо дарю за добрые слова.
Спасибо, Николай!
Читаю документы, вспоминаю то бестолковое время — слезы на глаза наворачиваются…
Жаль мотоциклы. Они и сейчас интересны.