ЗДК — Завод Дегтярёва Ковров, так расшифровывались буквы логотипа трёх перспективных мотоциклов «ЗДК-4.101КД» (дорожный),
разработка которых была назначена на 1986 год.
Чуть раньше, 11 сентября 1985 года на площадке у центральных проходных завода состоялась выставка перспективных моделей мотоциклов. Были предоставлены следующие модели: «Восход-3М Универсал-1», «Восход-3М Универсал 2», «Восход-200 Турист», «Мото-ЗиД», и «Восход-175 Спорт».
Предлагаю Вашему вниманию слегка отредактированный текст технического задания.
«Основание для разработки»
«Основанием для разработки являлась тема КГ-202-86, утверждённая приказом организации п/я А-1457 № 70 от 12.02.86.
Цели и назначение разработки
Целью разработки являлось расширение номенклатуры мотоизделий для увеличения потребительского спроса.
Мотоцикл ЗДК-4.101КД был предназначен для эксплуатации в качестве индивидуального транспортного средства или служебного пользования и перевозки одного пассажира и багажа с различным покрытием.
Мотоцикл ЗДК-4.102КМ отличался от ЗДК-4.101КД конструкцией топливного бака, седла, рулевого управления, глушителя, типоразмером колёс, передним щитком, и имел спортивный вид, эксплуатировался в различных дорожных условиях и в основном предназначался для молодёжи.
Мотоцикл ЗДК-4.901КС имел те же отличия от ЗДК-4.101КД, что и ЗДК-4.102КМ, но оснащался шинами другого типоразмера и предназначался, в основном, для эксплуатации в условиях бездорожья.
Эксплуатация мотоциклов предусматривалась в климатических зонах с умеренным и тропическим климатом (исполнение «У» и «Т» категории 1 по ГОСТ 15150-69) по различным дорогам с покрытием и без покрытия.
Задача, решаемая разработкой, являлась созданием новых моделей мотоциклов лёгкого класса с одноцилиндровым двухтактным двигателем в модификациях городского, молодёжного и сельского вариантов.
Конструктивные особенности мотоциклов следующие:
Габаритные размеры, мм. | ЗДК-4.101КД | ЗДК-4.102КМ | ЗДК-4.901КС |
— Длина | 2150 | 2200 | 2200 |
— Ширина | 750 | 840 | 840 |
— Высота | 1180 | 1220 | 1220 |
Система смазки |
Маслом совместно с топливом или раздельная от масляного насоса |
||
Система питания | Карбюратор с воздухофильтром и глушителем шума впуска | ||
Система выпуска | Один глушитель шума выпуска | ||
Система охлаждения | Встречным потоком воздуха | ||
Коробка передач | Трёхвальная, двухходовая, четырёхступенчатая | ||
Сцепление | Многодисковое в масляной ванне | ||
Механизм пуска | Механический, ножной с левой стороны мотоцикла | ||
Передача от двигателя к коробке передач | Цепная |
Передача на ведущее колесо Цепная, закрытая
Источник электроэнергии | Генератор переменного тока со стабилизированным напряжением | ||
Номинальное напряжение, В | 12 | ||
Мощность, Вт | 90 | ||
Зажигание | Бесконтактная электронная система зажигания | ||
Рама | Трубчатая, сварная | ||
Колёса | Спицованные | ||
Тормозная система | |||
— Переднее колесо | Барабанный тормоз с механическим приводом / Дисковый с гидравлическим приводом | ||
— Заднее колесо | Барабанный с механическим приводом |
Размер шин, дюйм
— Переднее колесо | 3,00-18 | 3,25-18 | 3,00-21 |
— Заднее колесо | 3,50-18 | 3,50-18 | 3,75-18 |
Подвески колёс | |||
— Переднее | Телескопического типа, пружинная с гидравлическим амортизатором, ход колеса 160 мм | ||
— Заднеее | Маятниковая, длиннорычажная, пружинная с центральным гидравлическим амортизатором, ход колеса 120 мм |
Для расширения использования мотоциклов и более полного удовлетворения внешнего и внутреннего рынков, одновременно с базовыми моделями предполагалось предусмотреть комплектации мотоциклов следующими узлами в различных сочетаниях между собой:
- с дисковым тормозом переднего колеса;
- с раздельной смазкой двигателя;
- с дугами безопасности;
- с резонансной ёмкостью на впуске;
- жидкостным охлаждением двигателя;
- с электронным тахометром;
Предполагалось предусмотреть образование модификации «Люкс» для мотоцикла ЗДК-4.101КД, отличающейся улучшенной отделкой видовых деталей и узлов.
Обоснование выбранных технических решений к дорожному мотоциклу ЗДК в 3-х модификациях.
Класс мотоциклов 175 куб/см. находил применение в мировом мотостроении в связи с достаточными динамическими качествами и меньшим расходом топлива, чем у мотоциклов среднего класса.
Мотоциклы этого класса должны были отвечать следующим требованиям:
невысокая цена, экономичность, надёжность, технологичность конструкции, ремонтнопригодность, удобство эксплуатации, комфортабельность езды, небольшая масса.
Силовая передача
Двигатель – одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный, воздушного охлаждения, отличался простотой в эксплуатации, ремонте и производстве.
Рубашка цилиндра выполнялась из алюминиевого сплава с запрессованной гильзой из серого чугуна. Цилиндр имел одно выпускное окно и три перепускных с увеличенным сечением и улучшенной геометрией перепускных каналов. С целью снижения температурной деформации гильзы при работе двигателя применена увеличенная толщина стенки. С целью снижения механического шума и обеспечения оптимального теплового режима был увеличен шаг оребрения рубашки цилиндра и головки, была повышена жёсткость рёбер, и предусмотрена установка виброгасителей между ними.
В цилиндре перепускные каналы имели форму так называемой отдалённой продувки, и в монолитной рубашке их оформление было выполнено литьём с применением растворимых стержней, а зеркало цилиндра напылялось износостойкими покрытиями.
Во впускном канале устанавливался обратный пластинчатый клапан, обеспечивающий оптимальное наполнение кривошипной камеры в области низких и средних частот вращения коленчатого вала двигателя. Исключался обратный выброс горючей смеси и повышалась её однородность, в связи с этим улучшался процесс сгорания, снижался расход топлива и токсичность отработанных газов.
Применялась головка цилиндра из алюминиевого сплава с камерой сгорания, образованной двумя сферами и центральным расположением свечи.
В двигателе использовался поршень, полученный жидкой штамповкой с целью повышения механической прочности и снижения коэффициента линейного расширения.
Для повышения жёсткости кривошипа, коренные цапфы выполнялись цельноштампованными заодно с маховиками. Для снижения механических потерь верхняя и нижняя головки шатуна имели игольчатые сепараторные подшипники.
С целью снижения шума впуска и выпуска совместно с МВТУ им. Баумана были разработаны новые глушители шума впуска и выпуска
Глушитель выпуска выполнялся с двойными стенками, обеспечивающими требуемый уровень шума выпуска.
Моторная передача цепная, цепью ПВ-9,525-1300 вместо ПВ-9,525-1100. Сцепление – многодисковое, в масляной ванне.
Ходовая часть
Рама мотоцикла была выбрана трубчатая, сварная с раздвоенным подрамнмком без подседельной стойки, что улучшало расположение основных узлов мотоцикла. Трубчатая рама обеспечивала технологичность конструкции и имела меньший вес в сравнении с другими профилями при одних и тех же напряжениях в узлах. На мотоцикле устанавливался боковой упор вместо центральной подставки. Он более удобен при постановке мотоцикла.
Подвеска заднего колеса с центральным амортизатором. Она имела нелинейную характеристику, обеспечивающую плавность хода при езде в различных дорожных условиях и скоростях движения.
В маятник запрессовывались сайлент-блоки с увеличенной энергоёмкостью с целью обеспечения требуемой поперечной жёсткости задней подвески. Ось маятника приближена к оси ведущей звёздочки задней передачи с целью улучшения условий работы цепи. Перья маятника изготавливались из труб прямоугольного сечения. Такой вариант был выбран из условия равнопрочности при работе маятника на кручение и изгиб.
В передней вилке была изменена конструкция верхней и нижней траверс. В верхней траверсе в узле крепления руля устанавливались конические резиновые втулки с целью снижения вибраций, передаваемых на руль. Была изменена форма нижней траверсы, к ней предусматривалось крепление подрессоренного пластмассового переднего щитка.
Подрессоренный щиток исключал возможность забивания грязью пространства между щитком и колесом при эксплуатации мотоцикла в тяжёлых дорожных условиях.
Колёса мотоцикла в каждом варианте выбирались с учётом назначения мотоцикла.
Для городского варианта шина переднего колеса 3,00-18, заднего 3,50-18 с целью получения требуемых скоростных характеристик.
Для варианта молодёжного, шина переднего колеса 3,25-19, заднего колеса 3,50-18 с целью получения скоростных характеристик и высокой проходимости.
Для сельского варианта шина переднего колеса использовалась размерностью 3,00-21, заднего колеса – 3,50-18, а также предусматривалась возможность постановки шин 3.75-18 для езды в условиях бездорожья.
Предусматривалось несколько вариантов переднего щитка, а именно вариант щитка пластмассового подрессоренного, вариант щитка катанного неподрессоренного, а также комбинированная конструкция щитка, где передняя часть стальная штампованная, задняя — из формованного пластика АБС.
Задний щиток разрабатывался в пластмассовом варианте и штампованный, а также был вариант катанного заднего щитка. Эти варианты предусматривали возможность обеспечения требуемой функциональности узлов и получения, новых художественно-констрских решений в создаваемых моделях.
Инструментальные ящики пластмассовые со стальными крышками.
Топливный бак, штампованный в 2-х исполнениях, для варианта городского типа – одна конструкция бака, для варианта молодёжного и сельского – другая конструкция.
Седло мотоцикла для варианта городского исполнения двойное, для сельского и молодёжного варианта – полуторное. Формы и размеры седла подчинены общему стилю. Эти решения были сделаны по пожеланиям потребителей.
В двух исполнениях была разработана форма и конструкция руля. Руль в обоих вариантах был выполнен подрессоренным, для молодёжного и сельского варианта спортивного типа с перемычкой, для дорожного без перемычки. На всех вариантах исполнения предусматривалась установка обтекателя, задних багажников, разрабатывалась новая конструкция блока приборов и фонарей указателей поворотов с целью обеспечения лучшей функциональности узлов и удовлетворения требованиям современной технической эстетики.
Широкое применение на мотоциклах нашли новые материалы, прогрессивные заготовки и прогрессивные технологические процессы. В новых моделях предусматривалась возможности постановки двигателей с жидкостным охлаждением и дискового тормоза на переднее колесо».
Для разработки, а в дальнейшем и постановки на производство мотоциклов серии «ЗДК» предполагалась значительная сумма денег.
Были подготовлены документы для изготовления оснастки (штампы, пресс-формы, приспособления), были проведены всесторонние испытания. Так же была развёрнута широкомасштабная рекламная кампания, выпущена печатная продукция в виде плакатов, календарей, рекламных буклетов. Потребитель с нетерпением ждал эти мотоциклы.
Ни один завод в стране до того времени не отважился выпускать серийно мотоциклы двойного назначения.
Прошли испытания, и тема была закрыта. Осталось определиться с выбором наиболее подходящего варианта, учитывая себестоимость, трудоёмкость в изготовлении и взаимозаменяемость деталей с серийно выпускаемой моделью. В то время конструкторское бюро работало в нескольких направлениях. Помимо трёх вариантов «ЗДК» работа велась над созданием нескольких перспективных моделей: «Восход-200»,
«Восход-200 Спорт»,
«Сова» с объёмом двигателя 175 куб./см. Наиболее подходящим был выбран вариант мотоцикла под названием «Сова»,
изготовление которого было менее затратным, используя двигатель выпускавшегося в то время «Восхода-3М 01». Его и начали готовить к массовому производству. А долгожданный «ЗДК» потребитель так и не дождался.
Ниже описано положение дел в заводе им. В.А.Дегтярёва 1980-1995 гг. главным конструктором бюро перспективного проектирования Дмитрием Павловичем Кабаевым. (фото + текст)
Спустя десять лет всё же произошло чудо. В 1996 году сдули пыль с папки архивных документов, и на свет появился мотоцикл «ЗиД-200» с неофициальным названием «Курьер». Но, как издревле говорилось на Руси – «Дорога ложка к обеду».
К слову сказать, товарный знак «ЗДК» в последующие годы заводом всё же использовался на спортивной, дорожной и почвообрабатывающей технике.
Сегодня хорошо сохранившийся мотоцикл «ЗДК-175-4.102 КМ» можно посмотреть в частном музее Николая Тубаева.
КРАСОТИЩА!!!!!!!!!!!!! а ЗДК жаль!
Мне кажеться ЗДК выглядел даже лучше Курьера. А уж то что он на 10 лет раньше был готов вообще делает честь дизайнерам и конструкторам. После этой статьи пусть не говорят, что у нас чего то не могут разработать. Как всегда не дают поставить на конвеер — это да.
Раньше проблема была в палочной системе, а теперь в жадности и пофигизму хозяина. Но я верю, что когда нибудь да вернется настоящее производсто, а не отверточная сборка на ЗИД.
У нас сильная страна, и всё у нас будет своё.