ЗДК

ЗДК — Завод Дегтярёва Ковров, так расшифровывались буквы логотипа трёх перспективных мотоциклов «ЗДК-4.101КД» (дорожный),

ЗДК 4.101«ЗДК-4.102КМ»(молодёжный),

ЗДК-175 4.102 1988г «ЗДК-4.901КС»(сельский),

ЗДК 4.901 разработка которых была назначена на 1986 год. 

Чуть раньше, 11 сентября 1985 года на площадке у центральных проходных завода состоялась выставка перспективных моделей мотоциклов. Были предоставлены следующие модели: «Восход-3М Универсал-1», «Восход-3М Универсал 2», «Восход-200 Турист», «Мото-ЗиД», и «Восход-175 Спорт».Конкурс инициативных творческих групп СКБ руководитель Воркуев С.А. Образцы моделей мотоциклов Восход-175 1987г. Конкурсный вариант Универсал-2 175 куб.см. авторы Бычков Е.В.Кабаев А.Д 1985г. МОТО-ЗИД Перспективная модель Восход-3М СПОРТ

Предлагаю Вашему вниманию слегка отредактированный текст технического задания.

«Основание для разработки»

      «Основанием для разработки являлась тема КГ-202-86, утверждённая приказом организации п/я А-1457 № 70 от 12.02.86.

Цели и назначение разработки

      Целью разработки являлось расширение номенклатуры мотоизделий для увеличения потребительского спроса.

      Мотоцикл ЗДК-4.101КД был предназначен для эксплуатации в качестве индивидуального транспортного средства или служебного пользования и перевозки одного пассажира и багажа с различным покрытием.КД-175

      Мотоцикл ЗДК-4.102КМ отличался от ЗДК-4.101КД конструкцией топливного бака, седла, рулевого управления, глушителя, типоразмером колёс, передним щитком, и имел спортивный вид, эксплуатировался в различных дорожных условиях и в основном предназначался для молодёжи.Вид три четверти справа

       Мотоцикл ЗДК-4.901КС имел те же отличия от ЗДК-4.101КД, что и ЗДК-4.102КМ, но оснащался шинами другого типоразмера и предназначался, в основном, для эксплуатации в условиях бездорожья.Мотоцикл ЗДК 4.901

       Эксплуатация мотоциклов предусматривалась в климатических зонах с умеренным и тропическим климатом (исполнение «У» и «Т» категории 1 по ГОСТ 15150-69) по различным дорогам с покрытием и без покрытия.

       Задача, решаемая разработкой, являлась созданием новых моделей мотоциклов лёгкого класса с одноцилиндровым двухтактным двигателем в модификациях городского, молодёжного и сельского вариантов.

Конструктивные особенности мотоциклов следующие:

Габаритные размеры, мм. ЗДК-4.101КД ЗДК-4.102КМ ЗДК-4.901КС
  — Длина 2150 2200 2200
  — Ширина 750 840 840
  — Высота 1180 1220 1220
Система смазки

Маслом совместно с топливом или раздельная от масляного насоса

Система питания Карбюратор с воздухофильтром и глушителем шума впуска
Система выпуска Один глушитель шума выпуска
Система охлаждения Встречным потоком воздуха
Коробка передач Трёхвальная, двухходовая, четырёхступенчатая
Сцепление Многодисковое в масляной ванне
Механизм пуска Механический, ножной с левой стороны мотоцикла
Передача от двигателя к коробке передач Цепная

Передача на ведущее колесо           Цепная, закрытая

Источник электроэнергии Генератор переменного тока со стабилизированным напряжением
Номинальное напряжение, В 12
Мощность, Вт 90
Зажигание Бесконтактная электронная система зажигания
Рама Трубчатая, сварная
Колёса Спицованные
Тормозная система
  — Переднее колесо Барабанный тормоз с механическим приводом / Дисковый с гидравлическим приводом
  — Заднее колесо Барабанный с механическим приводом

Размер шин, дюйм

  — Переднее колесо 3,00-18 3,25-18 3,00-21
  — Заднее колесо 3,50-18 3,50-18 3,75-18
Подвески колёс
  — Переднее Телескопического типа, пружинная с гидравлическим амортизатором, ход колеса 160 мм
  — Заднеее Маятниковая, длиннорычажная, пружинная с центральным гидравлическим амортизатором, ход  колеса 120 мм

      1988 ЗДК-4.101 рек. буклет

Для расширения использования мотоциклов и более полного удовлетворения внешнего и внутреннего рынков, одновременно с базовыми моделями предполагалось предусмотреть комплектации мотоциклов следующими узлами в различных сочетаниях между собой:

  • с дисковым тормозом переднего колеса;
  • с раздельной смазкой двигателя;
  • с дугами безопасности;
  • с резонансной ёмкостью на впуске;
  • жидкостным охлаждением двигателя;
  • с электронным тахометром;

     ЗДК перспективные модели ЗДК-175 2ШП ЗДК-175 с дисковым передним тормозом ЗДК-200 2ШП ЗДК-200 КС ЗДК-200 М с жидкостным охлаждением

Предполагалось предусмотреть образование модификации «Люкс» для мотоцикла ЗДК-4.101КД, отличающейся улучшенной отделкой видовых деталей и узлов.ЗДК-200 КД

      Обоснование выбранных технических решений к дорожному мотоциклу ЗДК в 3-х модификациях.

      Класс мотоциклов 175 куб/см. находил применение в мировом мотостроении в связи с достаточными динамическими качествами и меньшим расходом топлива, чем у мотоциклов среднего класса.

      Мотоциклы этого класса должны были отвечать следующим требованиям:

невысокая цена, экономичность, надёжность, технологичность конструкции, ремонтнопригодность, удобство эксплуатации, комфортабельность езды, небольшая масса.Тех. характеристика 1989-90 ЗДК-175 4.102 тех. хар. 1989-90 ЗДК-175 4.901 тех. хар.

Силовая передача

      Двигатель – одноцилиндровый, двухтактный, карбюраторный, воздушного охлаждения,  отличался простотой в эксплуатации, ремонте и производстве.

     Рубашка цилиндра выполнялась из алюминиевого сплава с запрессованной гильзой из серого чугуна. Цилиндр имел одно выпускное окно и три перепускных с увеличенным сечением и улучшенной геометрией перепускных каналов. С целью снижения температурной деформации гильзы при работе двигателя применена увеличенная толщина стенки. С целью снижения механического шума и обеспечения оптимального теплового режима был увеличен шаг оребрения рубашки цилиндра и головки, была повышена жёсткость рёбер, и предусмотрена установка виброгасителей между ними.

В цилиндре перепускные каналы имели форму так называемой отдалённой продувки, и в монолитной рубашке их оформление было выполнено литьём с применением растворимых стержней, а зеркало цилиндра напылялось износостойкими покрытиями.

      Во впускном канале устанавливался обратный пластинчатый клапан, обеспечивающий оптимальное наполнение кривошипной камеры в области низких и средних частот вращения коленчатого вала двигателя. Исключался обратный выброс горючей смеси и повышалась её однородность, в связи с этим улучшался процесс сгорания, снижался расход топлива и токсичность отработанных газов.

      Применялась головка цилиндра из алюминиевого сплава с камерой сгорания, образованной двумя сферами и центральным расположением свечи.

     В двигателе использовался поршень, полученный жидкой штамповкой с целью повышения механической прочности и снижения коэффициента линейного расширения.

Для повышения жёсткости кривошипа, коренные цапфы выполнялись цельноштампованными заодно с маховиками. Для снижения механических потерь верхняя и нижняя головки шатуна имели игольчатые сепараторные подшипники.Двигатель слева Двигатель

    С целью снижения шума впуска и выпуска совместно с МВТУ им. Баумана были разработаны новые глушители шума впуска и выпускаКорпус воздушного фильтра

    Глушитель выпуска выполнялся с двойными стенками, обеспечивающими требуемый уровень шума выпуска.Глушитель Вид три четверти слева

    Моторная передача цепная, цепью ПВ-9,525-1300 вместо ПВ-9,525-1100. Сцепление – многодисковое, в масляной ванне.

Ходовая часть

    Рама мотоцикла была выбрана трубчатая, сварная с раздвоенным подрамнмком без подседельной стойки, что улучшало расположение основных узлов мотоцикла. Трубчатая рама обеспечивала технологичность конструкции и имела меньший вес в сравнении с другими профилями при одних и тех же напряжениях в узлах. На мотоцикле устанавливался боковой упор вместо центральной подставки. Он более удобен при постановке мотоцикла.

    Подвеска заднего колеса с центральным амортизатором. Она имела нелинейную характеристику, обеспечивающую плавность хода при езде в различных дорожных условиях и скоростях движения.Центральный амортизатор

    В маятник запрессовывались сайлент-блоки с увеличенной энергоёмкостью с целью обеспечения требуемой поперечной жёсткости задней подвески. Ось маятника приближена к оси ведущей звёздочки  задней передачи с целью улучшения условий работы цепи. Перья маятника изготавливались из труб прямоугольного сечения. Такой вариант был выбран из условия равнопрочности при работе маятника на кручение и изгиб.Маятник

    В передней вилке была изменена конструкция верхней и нижней траверс. В верхней траверсе в узле крепления руля устанавливались конические резиновые втулки с целью снижения вибраций, передаваемых на руль. Была изменена форма нижней траверсы, к ней предусматривалось крепление подрессоренного пластмассового переднего щитка.Фара

Подрессоренный щиток исключал возможность забивания грязью пространства между щитком и колесом при эксплуатации мотоцикла в тяжёлых дорожных условиях.Обтекатель

      Колёса мотоцикла в каждом варианте выбирались с учётом назначения мотоцикла.

      Для городского варианта шина переднего колеса 3,00-18, заднего 3,50-18 с целью получения требуемых скоростных характеристик.

      Для варианта молодёжного, шина переднего колеса 3,25-19, заднего колеса 3,50-18 с целью получения скоростных характеристик и высокой проходимости.

      Для сельского варианта шина переднего колеса использовалась размерностью 3,00-21, заднего колеса – 3,50-18, а также предусматривалась возможность постановки шин 3.75-18 для езды в условиях бездорожья.

      Предусматривалось несколько вариантов переднего щитка, а именно вариант щитка пластмассового подрессоренного, вариант щитка катанного неподрессоренного, а также комбинированная конструкция щитка, где передняя часть стальная штампованная, задняя —  из формованного пластика АБС.

     Задний щиток разрабатывался в пластмассовом варианте и штампованный, а также был вариант катанного заднего щитка. Эти варианты предусматривали возможность обеспечения требуемой функциональности узлов и получения, новых художественно-констрских решений в создаваемых моделях.

     Инструментальные ящики пластмассовые со стальными крышками.

     Топливный бак, штампованный в 2-х исполнениях, для варианта городского типа – одна конструкция бака, для варианта молодёжного и сельского – другая конструкция.

     Седло мотоцикла для варианта городского исполнения двойное, для сельского и молодёжного варианта – полуторное. Формы и размеры седла подчинены общему стилю. Эти решения были сделаны по пожеланиям потребителей.

     В двух исполнениях была разработана форма и конструкция руля. Руль в обоих вариантах был выполнен подрессоренным, для молодёжного и сельского варианта спортивного типа с перемычкой, для дорожного без перемычки. На всех вариантах исполнения предусматривалась установка обтекателя, задних багажников, разрабатывалась новая конструкция блока приборов и фонарей указателей поворотов с целью обеспечения лучшей функциональности узлов и удовлетворения требованиям современной технической эстетики.

     Широкое применение на мотоциклах нашли новые материалы, прогрессивные заготовки и прогрессивные технологические процессы. В новых моделях предусматривалась возможности постановки двигателей с жидкостным охлаждением и дискового тормоза на переднее колесо».

   Для разработки, а в дальнейшем и постановки на производство мотоциклов серии «ЗДК» предполагалась значительная сумма денег.

    Были подготовлены документы для изготовления  оснастки (штампы, пресс-формы, приспособления), были проведены всесторонние испытания. Так же была развёрнута широкомасштабная рекламная кампания, выпущена печатная продукция в виде плакатов, календарей, рекламных буклетов. Потребитель с нетерпением ждал эти мотоциклы.1988 ЗДК-4.101 буклет рекл. 1988 ЗДК-4.101 рек. буклет р. буклет р. буклет р. буклет р. буклет р. буклет р. буклет р.буклет рек. буклет Рекламный буклет Рекламный буклет Рекламный буклет ЗДКрек. буклет

    Ни один завод в стране до того времени не отважился выпускать серийно мотоциклы двойного назначения.

    Прошли испытания, и тема была закрыта. Осталось определиться с выбором наиболее подходящего варианта, учитывая себестоимость, трудоёмкость в изготовлении и взаимозаменяемость деталей с серийно выпускаемой моделью. В то время конструкторское бюро работало в нескольких направлениях. Помимо трёх вариантов «ЗДК» работа велась над созданием нескольких перспективных моделей: «Восход-200»,Восход-200 1985год Восход-200 1987год Восход-200

 «Восход-200 Спорт»,

Восход-200 Спорт «Восход-200 Турист»,

Восход-200 Турист «Восход-3М 01»,

Восход-3М 01 «Восход-4 Спорт,

Восход-4 спорт 175 1987г. Бычков Е.В. Восход-4 Спорт. Перспективная модель «Сова» с объёмом двигателя 175 куб./см. Наиболее подходящим был выбран вариант мотоцикла под названием «Сова»,

Сова-175 изготовление которого было менее затратным, используя двигатель выпускавшегося в то время «Восхода-3М 01». Его и начали готовить к массовому производству. А долгожданный «ЗДК» потребитель так и не дождался.

Ниже описано положение дел в заводе им. В.А.Дегтярёва 1980-1995 гг. главным конструктором бюро перспективного проектирования Дмитрием Павловичем Кабаевым. (фото + текст)Кабаевы Дмитрий Павлович и сын Александр. 1 Мая 1962 год. ЗДК-175 ЗДК-175 ЗДК-175 ЗДК-175 ЗДК-175 Данилов Юрий Владимирович Директор заваза им Дегтярёва Фёдоров Владимир Григорьевич Петрушев Валерий Филиппович Смирнов Юрий Михайлович Воркуев Сергей Аркадьевич Печёнов Владимир Петрович Начальник бюро надёжности Заплаткин Анатолий Алексеевич

Спустя десять лет всё же произошло чудо. В 1996 году сдули пыль с папки  архивных документов, и на свет появился мотоцикл «ЗиД-200» с неофициальным названием «Курьер».1998 ЗиД-200 Курьер Но, как  издревле говорилось на Руси – «Дорога ложка к обеду».

   К слову сказать, товарный знак «ЗДК» в последующие годы заводом всё же использовался на спортивной, дорожной и почвообрабатывающей технике.

Сегодня хорошо сохранившийся мотоцикл «ЗДК-175-4.102 КМ» можно посмотреть в частном музее Николая Тубаева.Вид справа ЗДК-175-4.102

ЗДК: 3 комментария

  1. Мне кажеться ЗДК выглядел даже лучше Курьера. А уж то что он на 10 лет раньше был готов вообще делает честь дизайнерам и конструкторам. После этой статьи пусть не говорят, что у нас чего то не могут разработать. Как всегда не дают поставить на конвеер — это да.
    Раньше проблема была в палочной системе, а теперь в жадности и пофигизму хозяина. Но я верю, что когда нибудь да вернется настоящее производсто, а не отверточная сборка на ЗИД.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.