Мотоцикл К55 описание

МОТОЦИКЛ К-55

К-55

В 1954 году на заводе было создано Специальное Конструкторское Бюро (СКБ), и в 1955 году его специалистами была поставлена на производство новая модель дорожного мотоцикла объемом 125 см3 – К-55 в двух вариантахЗавод начал продавать продукцию за рубеж, одной из первых стран была Венгрия.

Главное новшество в конструкции К-55 – задняя маятниковая подвеска, улучшившая комфортабельность. Также был установлен двигатель повышенной мощности, применены глубокие грязевые щитки, защищавшие водителя и двигатель от попадания грязи и  воды.

Паспорт на мотоцикл К-55.

Инструментальный ящик крепился с помощью хомутов и кронштейна, приваренного к раме. Он теперь располагался чуть выше и получил несколько другую форму. Крышка инструментального ящика устанавливалась с рёбрами жёсткости в виде расходящихся лучей, на первых партиях мотоциклов она была объёмной формы и без рёбер жёсткости. Крышка запиралась несложным замком в виде грибка, покрытого хромом, который открывался  отвёрткой, монетой либо другим схожим предметом поворотом против часовой стрелки. Была изменена и форма багажника, в его конструкцию входил массивный бугель. Пресс-маслёнки устанавливали лишь на основания задних и передних тормозных колодок, рычаг ножного тормоза и на червячном механизме выжима сцепления. На серийных образцах мотоциклов цинком покрывались следующие детали: корпуса сальников телескопической вилки, хомуты крепления переднего крыла, оси заднего, переднего колеса и  маятниковой вилки, флажки и оси  тормозных кулачков, кронштейн неподвижного щитка цепи, каркас и кронштейн шарнира седла, воздухоочиститель с хомутом,  тарелки верхнего кожуха и верхние наконечники амортизаторов, тормозная тяга, спицы колёс с ниппелями, детали демпфера рулевой колонки, улиткообразные регуляторы натяжения цепи, держатель троса переднего тормоза, хомут крепления глушителя, и инструментального ящика, упор насоса, стрелка указателя передач, маслоизмерительный стержень, клапан декомпрессора.  Крепёж мотоцикла также покрывался цинком.

В то время завод не располагал производительным гальваническим оборудованием, поэтому лишь незначительное количество деталей покрывалось хромом. В их число входили: гайки передней вилки, руль, кронштейны руля, рычаги с кронштейнами, рычаги кикстартера и переключения передач, пружины сидения, крышка бензобака, нижние стаканы задних амортизаторов, патрубок с гайкой и насадка глушителя, крышка лючка прерывателя и замок инструментального ящика.

Гальваническая обработка на заводе была в те годы трудоёмкой, несмотря на это, экспортные, выставочные и подарочные образцы мотоциклов изобиловали хромированными деталями. Дополнительно покрывались ободья колес, спицы с ниппелями, весь крепёж, верхний и нижний стаканы амортизаторов, декоративная крышка звукового сигнала, хомуты и растяжка крепления переднего крыла, подвижные трубы и корпуса сальников передней вилки, декоративные П-образные накладки задней вилки рамы, и глушитель полностью.

ГЛУШИТЕЛЬ

Глушитель К-55 имел некоторые конструктивные отличия от глушителей К-125 и К-125М. Так, корпус глушителя, состоявший из двух штампованных деталей, на К-55 был соединён контактной сваркой, внутренняя, круглая решетка заменена крестообразно расположенными овальными пластинами с круглыми «тарелками» с обоих концов и системой окон для прохождения газов. Патрубок с глушителем, как и на предыдущих моделях, соединялся с помощью хомута.

ДВИГАТЕЛЬ

У первого варианта мотоцикла К-55, по сравнению с К-125М, двигатель и силовая передача существенных отличий не имели. Было различие в конструкции  кривошипной камеры: в месте разъёма половин картера для повышения давления было вставлено подковообразное кольцо, зафиксированное от поворачивания штифтом. Карбюратор К-30 заменён карбюратором К-55. На наружную часть диффузора карбюратора надевался сетчатый, контактно-масляный воздухоочиститель, с посадочным местом большего диаметра. На корпусе воздухоочистителя так же была смонтирована воздушная заслонка, облегчавшая пуск холодного двигателя. Всё это позволило повысить мощность двигателя до 4,75 л.с. Кроме того, увеличили оребрение цилиндра и головки цилиндра, вследствие чего улучшилось охлаждение двигателя. Рычаги кикстартера и переключения передач получили несколько иную форму. Остальные детали двигателя остались без изменений.

К-55 ВТОРОЙ ВАРИАНТ

Вид слева К-55 вариант два

Основные изменения второго варианта мотоцикла К-55, который выпускался в 1958 году, затронули электрооборудование.

На двигатель с помощью специальной планшайбы устанавливался новый генератор Г-38 мощностью 35Вт при напряжении 6В. Соответственно, применялась другая электропроводка марки АОЛ с резиновой и хлопчатобумажной изоляцией (сечение 1 мм2) разных цветов, высоковольтная катушка зажигания Б-50 и новый сигнал С-24. Более простая схема электрооборудования с генератором переменного тока, на которую главным конструктором СКБ Юрием Владимировичем Даниловым было получено авторское свидетельство.

Авторское удостоверение.Использование такой схемы позволило отказаться от аккумуляторной батареи, требовавшей большого ухода и подзарядки на зарядной станции после длительной консервации, что вызывало большие затруднения у потребителей, особенно в сельской местности.

Вид справа К-55 вариант два

Такая схема электрооборудования была с успехом применена и на следующей модели К-58 выпускаемой заводом.

Для установки нового ротора генератора шпоночный паз был проточен с противоположной стороны правой цапфы. Последнее исключало установку коленчатого вала мотоцикла К-55 второго варианта, на предыдущие модели. На мотоцикле устанавливались свечи зажигания А-8У или А-11У.

На последних партиях мотоциклов К-55 второго варианта устанавливалась фара ФГ-38В со встроенным спидометром СП-19В, замком зажигания и звуковым сигналом С-34, в этом случае трос привода спидометра имел другую длину, и был подключён к редуктору, расположенному в правой крышке двигателя. Эта крышка также получила новую форму с отлитыми на ней цифрами «125». Червячный механизм выжима сцепления был заменён рычажным. В механизме сцепления нажимной диск получил регулировочный винт, для доступа к которому в крышке сцепления появилась пробка. Свободный ход троса сцепления регулировался натяжным винтом на кронштейне руля.

Техническая характеристика К-55 второй вариант

 

РАМА

К-55_4
Рама мотоцикла К-55 по конструкции задней части существенно отличалась от изделий, применявшихся на К-125 и К-125М. Верхняя задняя часть рамы (её называли вилкой) была расположена горизонтально. Верхние концы труб вилки приварены к верхней балке, а нижние концы – к переднему подкосу. В местах соединения труб вилки приварен кронштейн для крепления подвесок. По верх кронштейна надевались декоративные П-образные накладки. На нижних трубах вилки приварены кронштейны для крепления оси маятниковой вилки. Стойки багажника закреплены на кронштейне для подвесок. С правой стороны задней вилки приварены кронштейны для крепления глушителя, с левой стороны – кронштейны для крепления инструментального ящика. Рычаг заднего тормоза крепился не на трубе подножки водителя, как было на предыдущих моделях, а установлен в кронштейне, приваренном с правой стороны нижней трубы задней вилки, и фиксировался шплинтом Шплинт, так же являлся ограничителем хода тормозного рычага.Конвейер

Центральная подставка также была установлена на трубках подножек водителя, но в верхней части имела изгиб – это позволило сместить её вперед относительно центра, тем самым, добавив устойчивости мотоциклу, установленному на центральную подставку. При использовании центральной подставки теперь вывешивалось переднее колесо. На К-55 трубки подножек водителя также вставлялись в нижнюю часть переднего подкоса рамы и фиксировались штифтами. Из-за изменения конструкции рамы, пружины сиденья стали короче.

На мотоцикле К-55 второго варианта вместо  аккумуляторной рамки устанавливалось П-образная декоративная облицовка, прикрывавшая подседельную стойку рамы.

МАЯТНИКОВАЯ ВИЛКА

Трубчатая маятниковая вилка задней подвески состояла из левого и правого перьев и основания. Концы перьев вилки были сплющены, в них сделаны пазы для оси заднего колеса. Впереди пазов с наружной стороны каждого пера вилки имелись штифты, которые служили  упором для регулировочных шайб натяжения цепи улиткообразной формы. К каждому перу маятниковой вилки приварены кронштейны для крепления нижних наконечников подвески. К правому перу с внутренней стороны приварен реактивный упор, а сверху – два кронштейна для крепления щитка цепи. С появлением маятниковой вилки нижний щиток цепи упразднили. Маятниковая вилка могла качаться на резино-металлических втулках. Щиток цепи состоял также из двух деталей, но теперь уже из подвижной и неподвижной (подвижная, установлена непосредственно на маятниковой вилке, а неподвижная крепилась через кронштейн к раме).

КОЛЁСА

Ступицы заднего и переднего колёс выполняли без пресс-маслёнок, а в остальном колёса мотоцикла остались без изменения. Ось заднего колеса  К-55 имела одну гайку с правой резьбой и закручивалась с правой стороны мотоцикла. Флажок, закреплённый на основании оси задних тормозных колодок теперь был направлен вниз, тормозная тяга проходила снизу маятниковой вилки. Ось переднего колеса, как и на мотоцикле К-125М – с одной гайкой, резьба которой левая. Ось переднего колеса заходила в наконечник подвижной трубы вилки слева, а справа в пазы наконечника вилки вставлялась гайка. Ось закручивалась с помощью воротка, вставленного в отверстие оси. Затем ось фиксировалась в левом наконечнике стяжным хомутом  посредством болта с гайкой.

БЕНЗОБАК

На баке К-55 сверху появилась декоративная стальная полоса, закрывавшая сварочный шов. Необходимость шпаклевать шов теперь отпала. Вместо привычной «кометы» по бокам бензобака  расположили круглые наклейки, по центру буква «К», полукругом снизу написано «К-55».

Карбюратор

К-55_2ПЕРЕДНЕЕ КРЫЛО

Средние растяжки крепления крыла на К-55 были выполнены короткими. Переднее крыло – «глубокое», оно крепилось к средней части подвижных труб вилки с помощью широких хомутов. Задние и передние растяжки остались без изменения.

ЗАДНЕЕ КРЫЛО

Заднее крыло на мотоцикле выполнено «глубоким», упразднена задняя растяжка крыла, при этом надёжность крепления его к раме не снизилась. Под задним фонарем добавлен кронштейн крепления номерного знака.

С внутренней стороны крыла, контактной сваркой закреплен желобок, в нутрии которого проходит провод к заднему фонарю.

Цировки рисовались на переднем и заднем крыльях, ободьях колёс и бензобаке.

ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА

К-55_3

На мотоцикле К-55 впервые в практике завода стали устанавливать пружинные гидравлические амортизаторы. Они верхними концами соединялись со специальными кронштейнами рамы, а нижними концами – с  маятниковой вилкой. Резиновые фасонные кольца с распорными втулками, вставленные в верхние и нижние наконечники  амортизаторов  выравнивали их при перекосах.

Первый вариант мотоцикла К-55 выпускался с января 1955 года по октябрь 1957 года; второй вариант – с конца 1957  до июня 1958 года.

С 1955 по 1958 годы было выпущено примерно 239 000 мотоциклов марки К-55. К 1958 году конструкторами СКБ к выпуску были подготовлены две новые модели мотоциклов – К-58, и Ковровец-125. В 1958 году с конвейера сходили сразу три модели: К-55, К-58 и К-175. Ковровец-125 выпускался ограниченной партией, для экспорта за рубеж. После проведения сравнительных стендовых и дорожных испытаний прекратилось производство К-55.К-55

Забегая вперед, отметим, что еще в 1956 году конструкторами с чистого листа был спроектирован  мотоцикл с мотором нового для СССР, класса 175 см3.

Мотоцикл К55 описание: 4 комментария

  1. Николай, огромное спасибо за информативный сайт и подробные статьи! Наконец-то можно разобраться в серийных и несерийных моделях завода практических из первых уст! И, в связи с восстановлением в данный момент К-55, возник вопрос: были ли изменения в контрукции мотоцикла на протяжении этих трех лет выпуска, кроме формы крышки инструментального ящика?

    • Здравствуй, Сергей! Благодарю за добрые слова.
      Возможно и были какие то изменения, но выявить это сложно. Документации не сохранилось, собственно и мотоциклов в заводской комплектации тоже осталось мало.
      В моих запасниках есть мотоцикл с креплением переднего крыла к нижней траверсе через кронштейн, и по бокам к кожухам вилки. Все детали оригинальные и не спортивные. Но. В городе на руках было всевозможное количество опытной и перспективной техники. Возможно этот из экспериментальных.

  2. Очень интересный сайт, когда-то в конце 70-х достался мне от дядьки полуразобранный К-55 провалявшийся в сарае добрый десяток лет,
    на удивление резина была в прекрасном состоянии и не требовала подкачки,
    в отличии от мотора который оживал только временами, сей час глядя на многочисленные фото в интернете с удивлением заметил что у меня была
    какая-то модификация, во всяком случае отлично помню что на моём К-55 бак был под рамой, вернее внутри её, как это сделано на некоторых мопедах, могу с уверенностью утверждать что это не «колхоз» поскольку бак штампованный и изготовить такой можно только в заводских условия.
    может кто подскажет что это за модификация?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *