ВОСХОД-175 ШПШ

Приказ Министерства Оборонной Промышленности от 17.03.82 г. о создании мотоцикла повышенной проходимости, определял мотозаводам и отрослям этапы работ, виды финансирования, сроки и объём выпуска намеченной продукции.

В связи с этим на заводе ПО «Ижмаш» 2.04.82 г. был созван Совет главных конструкторов, в который вошли представители ПО «Ижмаш», завода им. В.А. Дегтярёва, Тульского машиностроительного завода им. В. М. Рябикова. Был намечен типаж будущих мотоциклов повышенной проходимости на шинах с низким давлением. Для этих целей Министерством были закуплены импортные шины низкого давления.

Приказ по заводу им. В.А.Дегтярёва от 10.05.82 г. определял сроки разработки, испытаний и изготовления опытных образцов мотоциклов.

Разработку вели на конкурсной основе три бригады, которые возглавляли ведущие конструкторы СКБ. В опытном цехе были изготовлены три образца, один из которых предполагалось в дальнейшем использовать в десантных войсках Советской Армии. Были разработаны чертежи капсулы, в которой мотоцикл доставлялся к назначенному месту по воздуху и затем с помощью парашюта опускался на землю.

За основу первых двух вариантов был взят серийный мотоцикл «Восход-3М».Вариант-1 исполнители бригада Печёнова Владимира Петровича Вариант-2

Третий же вариант разрабатывался специалистами конструкторского бюро эстетики (КБЭ) на базе спортивного мотоцикла для игры в мотобол.Восход-175 ШПШ вариант-3

I вариант мотоцикла «Восход-175 ШПШ»

Основные изменения на мотоцикле коснулись следующих узлов и деталей:

Колёса

На мотоцикле устанавливались заново спроектированные колеса, оснащённые покрышками фирмы Bridgestone  модели Snow Dio.Переднее колесо справа

Переднее спицованое колесо имело обод шириной 130 мм, для установки  шин размером 5,40х14. Новая ступица со встроенным тормозным барабаном отливалась из алюминиевого сплава. Заднее колесо выполнялось разборным, размер шин – 6,70х10. Обод шириной 140 мм состоял из двух половин и крепился на ступице с помощью четырёх болтов М8. Новая ступица со встроенным тормозным барабаном отливалась из алюминиевого сплава, соединение ступицы с ведомой звездой осуществлялось через резиновые демпферы. Оси переднего и заднего колеса были длиннее штатных.

     

Телескопическая вилка

Телескопическая вилка мотоцикла  получила новые штампованные траверсы. Трубы вилки оставались без изменения.

Руль устанавливался спортивного типа с перемычкой.Траверса

Грязевые щитки

Передний и задний грязевые щитки соответствовали ширине колёс и надёжно защищали водителя от грязи. Задний грязевой щиток состоял из двух частей. Передняя его часть была приварена к раме, а задняя крепилась к расширенному бугелю.

Справа

Маятниковая вилка заднего колеса

Усиленная задняя маятниковая вилка была длиннее на 30 мм и шире на 70 мм. Верхнее крепление правого заднего амортизатора было консольным.Крепление амортизатора

К трубам маятника по обеим сторонам крепились складывающиеся подножки пассажира.

Рама

Применение широких шин повлекло за собой изменение крепления маятниковой вилки к раме – ось маятника проходила через трубу, приваренную  к заднему откосу рамы.

Двигатель снизу

Изменения так же коснулись рычага и оси заднего тормоза. Кронштейн бокового упора был смещён, а упор увеличен по длине на 50 мм, кронштейн центральной подставки отсутствовал. На трубе подножки водителя с правой стороны был приварен кронштейн для включения стоп-сигнала.

                                                  Глушитель шума выпуска

Выхлопные патрубки были выведены на левую сторону и соединены в одну трубу. Проходя над левой крышкой двигателя, они неразъёмно соединялись с глушителем. Глушитель с небольшими конструктивными изменениями использовался от ранее выпускавшейся модели «Ковровец-175В» (первого варианта).

Крепление глушителя к раме осуществлялось жёстко, при помощи кронштейна болтом с гайкой М12. В передней части глушителя имелась решётка, защищая ногу водителя от ожога. В связи с верхним расположением глушителя, ёмкость левого инструментального ящика была изменена.

Глушитель

Двигатель 175ШПШДвигатель

В двигателе мотоцикла «Восход-175 ШПШ» использовалась коробка передач с серийными характеристиками, но первичный и вторичный валы были длиннее на 40 мм, кроме того, вторичный вал получил дополнительный двухрядный роликовый подшипник. Изменённая по ширине на 40 мм правая половина картера имела увеличенное посадочное место под дополнительный подшипник вторичного вала. 

Вторичный вал Двигатель

Было выпушено всего два мотоцикла I варианта «Восход-175 ШПШ» с длинным верхним закрытием, откидными подножками водителя, и с коротким закрытием без багажника, на котором подножки водителя не откидывались.

ШПШ без багажника

На боковинах топливного бака отсутствовали пластмассовые эмблемы и резиновые наколенники (нигрипсы).

Топливный бак

Цвет опытных мотоциклов был тёмно-синий, грязевые щитки были окрашены эмалью цвета «слоновой кости». В оформлении внешнего вида мотоцикла использовались цветные наклейки.

Три четверти слева Три четверти справа

Хорошо сохранившийся «пилотный» образец «Восхода-175 ШПШ» с коротким верхним закрытием можно посмотреть в частном музее Николая Тубаева.

Восход-175ШПШ вариант-1

II вариант мотоцикла «Восход-175 ШПШ»

Основные изменения на мотоцикле коснулись следующих узлов и деталей:

Колёса

На мотоцикле устанавливались спицованные колёса одинакового размера 5,40х14.

Глушитель шума выпуска

Выхлопные трубы использовались серийные. Новые глушители были спортивного типа.

Крепление глушителей осуществлялось жёстко, при помощи кронштейнов к раме болтом с гайкой М12. В средней части левого глушителя имелась решётка, защищающая ногу водителя от ожога. 

Двигатель 

Кикстартер мотоцикла имел другую форму изгиба.

Экипажная часть

На боковинах топливного бака отсутствовали пластмассовые эмблемы и резиновые наколенники (нигрипсы), на крышках инструментальных ящиков так же отсутствовали пластмассовые эмблемы. В оформлении внешнего вида мотоцикла использовались цветные наклейки.

Был изготовлен один опытный образец, который до наших дней не сохранился.

2 вариант. Руководитель группы Кабаев Дмитрий Павлович.

                                   

III вариант мотоцикла «Восход-175 ШПШ»

За основу третьего варианта мотоцикла были взяты узлы и детали от спортивного мотоцикла «Восход-175 СМБ-3» для мотобола», а аналогом послужил привезённый на завод мотоцикл японской фирмы Suzuki RV-125 Van-Van.

Ван-Ван

Колёса

На мотоцикле устанавливались заново спроектированные разборные колёса, оснащённые покрышками модели Н-222 Воронежского шинного завода  размером 6,70х10. Обод шириной 140 мм состоял из двух половин и крепился на ступице с помощью шести болтов М10, а половинки обода соединялись между собой шестью болтами М8.

Новые основания тормозов, ступицы переднего и заднего колеса отливались из алюминиевого сплава.  Тормозной барабан переднего колеса соединялся со ступицей с помощью шести болтов М8, в заднем колесе роль тормозного барабана выполняло основание ведомой звёздочки, соединение со ступицей которого, осуществлялось через резиновые демпферы.

Заднее колесо Переднее колесо

Телескопическая вилка

  На подвижных трубах вилки отсутствовали кронштейны крепления грязевого щитка.

Грязевые щитки

Новые, передний и задний грязевые щитки выполнялись из пластмассы и соответствовали ширине колёс. Передний щиток имел верхнее расположение и крепился с помощью кронштейна к нижней траверсе, в нижней части переднего щитка был предусмотрен резиновый брызговик. В задней части переднего щитка имелись прорези, через которые проходил поток воздуха, и охлаждал головку цилиндра и цилиндр двигателя. Задний щиток имел кронштейн крепления фонаря и номерного знака. Крепился грязевой щиток к дугообразному кронштейну задней части рамы.

Слева

Рама и маятниковая вилка заднего колеса

Рама и маятник с небольшими изменениями использовались от спортивного мотоцикла «Восход-175 СМБ-3». На раме имелись откидные подножки водителя, в задней части были приварены кронштейны крепления указателей поворотов. К трубам маятника по обеим сторонам крепились складывающиеся подножки пассажира, а к левой трубе был приварен кронштейн бокового упора.

Три четверти слева

Глушитель шума выпуска

Новый глушитель шума выпуска имел правое верхнее расположение и состоял из настроенного резонатора и съёмной разборной глушащей насадки от спортивного мотоцикла «Восход-250 СМБ-3». Средняя часть резонатора закрывалась декоративным закрытием, предохраняющим водителя от ожогов.

Заглушка

Глушитель шума впуска

Корпус глушителя шума впуска изготавливался из пластмассы. Крепление корпуса выполнялось с помощью приваренных к раме кронштейнов, с левой стороны мотоцикла корпус шума впуска прикрывался боковым закрытием. Соединение корпуса с карбюратором осуществлялось ступенчатой резиновой муфтой, стянутой металлическими хомутами. Очистку поступающего в карбюратор воздуха выполнял полиуретановый фильтр от спортивного «Восхода-175 СМБ-3».

Средняя часть

Топливный бак и седло

Топливный бак использовался от спортивного мотоцикла «Восход-250 СМБ-3». Новое широкое двухместное седло обеспечивало комфорт при движении по пересечённой местности, как в одиночку так и с пассажиром.

Сидение

Топливный бакДвигатель

Двигатель использовался от спортивного мотоцикла для игры в мотобол «Восход-175 СМБ-3».

Электрооборудование

Мотоцикл комплектовался электрооборудованием с мотоцикла «Восход-3М».

Было изготовлено два опытных мотоцикла «Восход-175 ШПШ» третьего варианта с боковыми закрытиями разной формы, жёлтого и зелёного цвета.

Вариант-3 совместная работа бригады Андрианова из Бюро Эстетики и Печёнова Владимира Петровича.

Один экземпляр можно посмотреть в частном музее Николая Тубаева.

Три четверти справа

О результатах испытаний ежемесячно докладывалось в Министерство. Министр обороны Дмитрий Фёдорович Устинов довольно часто бывал на заводе им. В. А. Дегтярёва и интересовался ходом работ.

Устинов Дмитрий Фёдорович

По результатам испытаний мотоцикл «Восход-175 ШПШ» первого варианта продемонстрировал преимущества перед остальными, как по ходовым качествам, так и по себестоимости в случае начала производства.

У мотоцикла второго варианта снижали проходимость низко расположенные глушители, а мотоцикл третьего варианта, из-за большого количества оригинальных деталей, значительно увеличивал себестоимость изделия.

В 1983 году, один из этапов совместных с другими мотозаводами конкурсных испытаний проходил в Коврове. Завод ПО «Ижмаш» представлял два мотоцикла «ИЖ Планета-3» на шинах низкого давления, в двухколёсном исполнении и с боковым прицепом.

Ещё один вариант мотоцикла был построен и испытан специалистами Тульского машиностроительного завода им. В. М. Рябикова.

Отдельно от конкурса, бюро художественного конструирования Ижмаша при участии экспериментального цеха построили и провели испытания ещё одного действующего образца с названием ИЖ Trial.

Иж Триал ШПШ ПО ИЖМАШ ИЖ-350 конкурсный образец 1985г

Межведомственной комиссией были зафиксированы преимущества и недостатки представленной техники, а дальнейшее развитие темы заводам предлагалось определить самостоятельно. Финансирование на всех предприятиях отрасли из фонда освоения новой техники с каждым кварталом уменьшалось, в конце концов, конструкторская документация, и отчёты об испытаниях были сданы в архивы, а техника обрела покой в музеях КБ.

Лишь Тульский машиностроительный завод им. В. М. Рябикова осуществил подготовку производства мотоциклов на шинах низкого давления, и в 1984 году приступил к их выпуску (модель ТМЗ-5.951).

Отлично сохранившийся мотоцикл ТМЗ-5.951 можно посмотреть в частном музее Николая Тубаева.

Тула с лева

ВОСХОД-175 ШПШ: 4 комментария

  1. Очень интересная информация! Николай, спасибо Вам за эту замечательную статью! Впервые услышал о ИЖ Trial, даже не могу представить себе этого «ТулаПса»))).
    Никогда не воспринимал тулу как полноценный мот из-за этих самых колёс, но ездить на ней в лесу по свежему и ещё мягкому снегу — непередаваемое удовольствие!
    У тулы сразу было значительное преимущество: принудительное охлаждение, которого так не хватает воздушнику в тяжёлых условиях бездорожья.

    • Благодарю за добрые слова.
      Михаил, я разглядывал Тулу, уж больно замудрёна её конструкция. Может сейчас я придираюсь, а тогда, в 90-х мы тестировали эту технику по пескам Казахстана с журналистами «Мото» и всё казалось замечательным.

  2. Очень позновательная статья. Никогда бы не подумал что тула это плод , так сказать военной промышленности. Очень жаль что плановая экономика ссср не дала жизни этим замечательным проектам. Спасибо вам что у вас хранятся эти, пусть крохи, значимые отпечатки нашего великого прошлого.

    • Яков, привет!
      Настанет тот день, когда можно будет полноценно разглядеть всю технику собранную мной. Думаю ждать осталось не много. Благодарю за добрые слова.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.