Восход-250 ШК-3

В 1980 году завод им. В.А.Дегтярёва планировал постановку на производство дорожный мотоцикл нового класса «Восход-250», подготовка к производству велась с 1976 по 1980 год. 

А в 1979 году согласно приказу за № 56 от 05.02.79 г. по плану СКР и утверждённому типажу, согласованному с ЦК ДОСААФ СССР и ВНИИмотопромом  производилась разработка шоссейно-кольцевого мотоцикла «Восход-250ШК-3», эта модель должна была заменить  стоявший на производстве спортивный мотоцикл «Восход-175ШК-3». Шифр темы КГТ-201-79.

Но, по ряду причин, ни тому, ни другому мотоциклу появиться в свет в серийном исполнении так и не удалось.

Дорожных мотоциклов «Восход-250» была изготовлена опытная партия, а спортивный мотоцикл «Восход-250ШК-3» был изготовлен в одном экземпляре и, к сожалению, до сегодняшних дней не сохранился. В изготовлении мотоцикла, принимал участие известный ковровский мотоспортсмен Виталий Васильевич Тюрин. 

Спортивный мотоцикл для внутрисоюзных шоссейно-кольцевых                                                                                                                                 соревнований в классе 250 см/куб модели «Восход-250ШК-3».

Техническое задание

Отечественная промышленность в те годы не выпускала спортивные мотоциклы для шоссейно-кольцевых соревнований класса 250 куб/см. по этому постановка на производство модели «Восход-250ШК-3» имела актуальное значение, тем более что завод переходил на выпуск дорожного мотоцикла класса 250 куб/см. 

При разработке модели «Восход-250ШК-3» были учтены требования, предъявляемые к данному виду мотоцикла, это большая мощность, максимальная скорость, улучшение аэродинамических свойств. 

В новой модели были учтены и эргономические требования:

  • обеспечена полусогнутая посадка водителя с упором в седло,
  • руль, регулировался по высоте,
  • вырезы в обтекателе не затрудняли управление мотоциклом,
  • общая компоновка обеспечивала угол бокового наклона в 50 гр, что позволяло осуществлять глубокие виражи на повороте.

Всё это должно было сочетаться с высокой механической прочностью деталей и узлов и безотказной работой системы зажигания.

Двигатель и силовая передача

Двигатель мотоцикла «Восход-250ШК-3» двухтактный, одноцилиндровый, выполнялся в одном блоке с коробкой перемены передач. При проектировании был использован опыт завода в создании аналогичных двигателей. Размерность двигателя выбрана 70Х64, как наиболее оптимальная для двигателей с высокой литровой мощностью.

Цилиндр двигателя выполнялся из алюминиевого сплава. Поверхность и форма оребрения цилиндра выбирались с учётом обеспечения оптимального теплового режима. Гильза запрессовывалась в цилиндр и изготавливалась из серого чугуна. Цилиндр имел прямой выхлоп, что способствовало повышению мощности. Головка цилиндра отливалась из алюминиевого сплава, имела развитое оребрение и центральное расположение свечи в камере сгорания.

Для снижения механических потерь нижняя и верхняя головки шатуна имели игольчатые подшипники. Моторная передача цепная, двухрядная. Коробка перемены передач двухвальная, с постоянным зацеплением. Механизм переключения передач ползункового типа обеспечивал простоту в регулировке и надёжность в работе. Муфта сцепления многодисковая, работала в масляной ванне.

На двигателе установливался карбюратор К-62Н с центральной поплавковой камерой, обеспечивающей качественное смесеобразование. Глушитель шума впуска подобирался в стендовых условиях для обеспечения максимальной мощности. Запуск двигателя механический — с хода. Система зажигания на двигателе электронная, безконтактная.

Ходовая и экипажная часть

Рама мотоцикла «Восход-250ШК-3» трубчатая, сварная, с двойным передним подкосом, что обеспечивало прямой выхлоп и более компактное размещение глушителя. Общая компоновка глушителя проводилась с учётом обеспечения бокового наклона не менее 50 градусов.

На мотоцикле были установлены передние пружинно-гидравлические амортизаторы. Ход вилки – 140 мм. Подвеска заднего колеса маятникового типа, с пружинно-гидравлическими амортизаторами. Ход по оси колеса – 90 мм.

Тормоза колодочные, барабанного типа, с раздельным механическим приводом на каждое колесо. Диаметр тормозных барабанов — 180 мм. Тормозные барабаны были запроектированы чугунные, что повышало эффективность торможения. Передний тормоз двухкулачковый.

На мотоцикле устанавливались взаимозаменяемые шины. На переднем и заднем колёсах использовалась шина 2,75Х18.

Положение седла, форма обтекателя и бензобака подобирались экспериментальным путём, с обеспечением эргономических показателей мотоцикла.

Ёмкость топливного бака составляла14 л, что обеспечивало прохождение трассы соревнований полностью.

Технические требования:

Основные параметры и размеры
Масса (сухая), кг, не более98
База, мм1300
Угол бокового наклона, не менее50°
Тип двигателяДвухтактный, одноцилиндровый
Номинальный диаметр цилиндра, мм70
Ход поршня, мм64
Максимальная мощность, л.с. (кВт)32 (23,5)
Частота вращения коленчатого вала соответствующая максимальной мощности, об/мин, не менее6600
Максимальная скорость, км/ч, при спортивной посадке, не менее150
Максимальный крутящий момент, кгм3,0
Частота вращения коленчатого вала, соответствующаямаксимальному крутящему моменту, об/мин, не менее6200
Степень сжатия14
ТопливоБензин с октановым числом не менее 91
Система смазки двигателяСовместно с топливом
ОхлаждениеВоздушное, встречным потоком
Карбюратор«Иков» (36 мм), К-62Н (34 мм)
СцеплениеМногодисковое, в масляной ванне
Коробка перемены передач4-х ступенчатая
ЗажиганиеЭлектронное
РамаТрубчатая, сварная, с двойным передним подкосом
Передняя вилкаТелескопическая, с пружииино-гидравлическими амортизаторами
ТормозаПереднего и заднего колеса – колодочные. Допускается установка дискового тормоза по спец. заказу на переднее колесо
Диаметр тормозного барабана, мм180
Размер шин:
— переднего колеса, мм2,75 – 18
— заднего колеса, мм2,75 – 18

Надёжность конструкции

Работоспособность мотоцикла «Восход-250ШК-3» с сохранением технических параметров в течение 1000 км пробега с начала эксплуатации.

Эксплуатационная и ремонтная технологичность

Мотоцикл и его узлы должны быть ремонтно-пригодными.

Конструкция мотоцикла должна обеспечить минимальную трудоёмкость технологического обслуживания, удобство замены отдельных агрегатов, электрооборудования, узлов и деталей.

Уровень унификации и стандартизации

Мотоцикл должен отвечать требованиям ГОСТов, ОСТов, нормалей и других НТД, включать в себя максимально-возможное количество стандартных деталей, а также иметь максимально-возможное количество деталей и узлов, унифицированных с дорожным мотоциклом «Восход-250».

Восход-250

Уровень модификации – 20%.

Безопасность конструкции

Мотоцикл должен отвечать требованиям ЕЭК ООН в отношении пассивной и активной безопасности, а также «Основным требованиям по пассивной и активной безопасности, предъявленным к конструкции мотоциклов, мотороллеров и мопедов», действующих в СССР, а также требованиям, предъявленным к спортивным мотоциклам правилами ФИМ.

Мотоцикл должен обеспечивать уровень шума в соответствии с требованиями кодекса ФИМ.

Эстетические и эргономические показатели

Мотоцикл должен отвечать современным требованиям к внешним формам, цвету и отделке. Органы управления мотоцикла должны иметь удобное расположение. Форма обтекателя должна обеспечивать управление рулём без изменения положения рук.

Лобовое стекло должно обеспечивать видимость дороги без изменения положения головы спортсмена.

Патентная чистота и конкурентноспособность

Мотоцикл должен быть проверен на патентную чистоту по следующим странам: СССР, ЧССР, ГДР.

Оригинальные решения должны быть защищены авторскими свидетельствами.

Составные части изделия, исходные и эксплуатационные материалы

Эксплуатация мотоцикла допускается на бензине автомобильном, с октановым числом не менее 91 по ГОСТ 2084-77.

Масла, применяемые для смазки цилиндро-поршневой группы и коробки перемены передач:

  • моторные М6В1, М8Г1, М10В1, М10Г1 по ГОСТ 17479-72
  • авиационные МС-20, МС-20С, МК-22 по ГОСТ 21743-76

Покупные изделия должны удовлетворять требованиям чертежа и технических условий, с учётом обеспечения конкурентноспособности и патентной чистоты.

Транспортирование, хранение и консервация

Мотоциклы должны быть законсервированы согласно инструкции на консервацию.

Хранение мотоциклов, подготовленных к отправке, производится в закрытых помещениях без ограничения температурного режима.

Транспортировка мотоциклов должно осуществляться в укупорке в крытых железнодорожных вагонах в горизонтальном (вниз колёсами) или вертикальном (вверх передним колесом) положениях.

Восход-250 ШК-3: 4 комментария

  1. Почему же на шоссейно-кольцевых машинах того времени не устонавливали кик-стартер?

    • По тому что, коробка перемены передач была с такими передаточными числами, которые не позволяли спортсмену тронуться с места (даже сцепление не помогало, мотор глох. Испытал на личном опыте) ну и обтекатель и рычаг переключения передач не позволяли установить кик-стартер.

  2. Не осталось даже фотографии? Скорее всего на вид был тоже, что и 175ая модель с учетом другого двигателя.

    • Вероятно. База была длиннее и рама крепче, т. к. вес двигателя больше. Был дисковый тормоз на переднем колесе. Со слов человека, который его строил.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.