Вершиной спортивных мотоциклов для кросса ковровского завода им. В.А. Дегтярёва считались машины с буквой «У» в обозначении СКУ, которое расшифровывалась как «Спортивный Кроссовый Уникальный».
Они имели более высокие показатели, чем «простые» кроссовые мотоциклы серии СК, для них «пробивали» комплектацию импортными деталями. Первая «уникальная» модель «Ковровец-175 СКУ» появилась в 1964 году, а уже со следующего года пошли машины с моторами 250 см3 (кубатура «175» культивировалась только на внутрисоюзных соревнованиях, в то время как «250» была официально признанной ФИМ для Чемпионатов мира). Эти мотоциклы распределялись ЦК ДОСААФ исключительно в сборную СССР для тренировок и участия во внутрисоюзных соревнованиях (первенство РСФСР и первенство СССР), а также в международных соревнованиях по мотокроссу. Ну, и по праву производителя, несколько машин попадало в заводскую команду. К международным соревнованиям в то время причислялись розыгрыши «Кубка Дружбы» Соцстран, а так же этапы Чемпионата мира (один из них обычно проводили в СССР на трассе в Юкках под Ленинградом).
Приказ Миноборонпрома № 434 от 22 ноября 1980 г. предписал СКБ ЗиДа разработать новую модель спортивного мотоцикла «Восход-250 СКУ-5». У предыдущей модели «СКУ-4», построенной в 1978 году, по итогам этапа чемпионата мира в Ленинграде оказались недостаточными длина маятника, жесткость его и рамы, хода подвесок. Также она уступала лучшим зарубежным моделям по мощности двигателя.
Конструкторы СКБ существенно переработали ряд узлов, заново спроектировали некоторые детали. В министерстве удалось добиться выделения валютных средств на покупку за рубежом защитной формы для спортсменов-испытателей, а так же деталей, узлов, расходных материалов и моторных масел для спортивных мотоциклов.
Были приобретены за границей: передние телескопические вилки с диаметром направляющих труб 38 и 42 мм фирмы Marzocci, амортизаторы Ohlins, передние и задние покрышки Barum, моторное масло Castrol, карбюраторы Jikov и Bing, генераторы Motoplat, а так же поршни, троса управления сцеплением и передним тормозом, топливные краны, запальные свечи и подшипники верхней и нижней головки шатуна, передние и задние грязевые щитки из капрона фирмы Nonfango.
Применение узлов и деталей зарубежных фирм значительно повысило надёжность, и ходовые качества мотоциклов. Не забыли и про гонщиков, для них закупили закрытые и открытые шлемы AGV, кожаные брюки Daineze, защитные сапоги Sidi, перчатки, рубашки, текстильные брюки и защита верхней части тела фирмы Sinisalo.
Остановимся подробнее на конструкции самого мотоцикла. Одноцилиндровый 2-тактный двигатель «Восхода-250 СКУ-5» имел размерность 70 х 64 мм, применялась многоканальная продувка цилиндра, на одном из вариантов машины для управления впуском рабочей смеси служил лепестковый клапан. Мотор комплектовали английским карбюратором Bing с центральной поплавковой камерой. Система выпуска включала резонансную камеру, глушитель и шумопоглощающую насадку; уровень шума соответствовал требованиям кодекса ФИМ. Картер и его крышки для уменьшения массы были изготовлены из алюминиевого сплава методом литья в земляные формы.
Была существенно изменена экипажная часть. Дуплексная рама с высокой жесткостью на кручение была сварена из высоколегированных стальных труб. Изменения в конструкции пружинно-пневматических подвесок позволили увеличить ход переднего и заднего колёс до 300 мм. Для уменьшения изгибающих нагрузок при торможении, передняя вилка и маятник задней подвески снабдили длинными реактивными тягами. Специальное устройство обеспечивало постоянное натяжение цепи независимо от перемещения заднего колеса.
Для облегчения конструкции ряд деталей был выполнен из алюминиевых сплавов – реактивная тяга заднего тормоза, корпус воздушного фильтра, бензобак, тормозной рычаг, детали передней вилки. Маятник задней подвески был изготовлен из штампованных и фрезерованных, а затем сваренных аргоном алюминиевых деталей – это обеспечивало его большую жёсткость на скручивание. Щитки, каркас седла, боковые кожухи и номерные знаки были выполнены из стеклопластика.
Мотоцикл обладал высокой надежностью – по данным разработчиков он выдерживал семь кроссов и 15 тренировок перед ними. Заводом была предусмотрена модификация «Восхода-250 СКУ-5» для зимних соревнований. Об её удачности говорит тот факт, что мотоцикл использовался на зимних кроссах спортсменами вплоть до 2000-х годов. За этот период с начала производства модель периодически модернизировалась.
Что же делали гонщики с «СКУ-5» для конкуренции с более современными импортными машинами? Они изменяли продувку цилиндра, используя лепестковый клапан на впуске, который устанавливался в картер. Был изменён картер двигателя и крышка сцепления. Перекочевавший без изменений бак с прежней модели «СКУ-4», крепился кожаным ремнём, затем был изменён на бак «грушевидной» формы, и крепился с помощью проушин через сайлент-блоки к раме. Позже использовался топливный бак меньшей ёмкости, устанавливалось длинное, изменённое по высоте сидение, позволяющее спортсмену беспрепятственно перемещаться во время заезда от горловины топливного бака (при повороте), до заднего крыла (при оттяжке, загружая заднее колесо) не задевая внутренней частью брюк за сидение. Передняя, и боковые номерные таблички изготавливались жестянщиком вручную из алюминиевого листа толщиной 1,5 мм с рёбрами жёсткости и армированные тонкой стальной проволокой. Позже овальные таблички были заменены на квадратную спереди, и в виде неровного параллелограмма боковые.
Для зимнего кросса на мотоцикле устанавливались заниженные с помощью алюминиевых проставок передние и задние амортизаторы, либо переставлялись крепления и устанавливались короткие амортизаторы. Некоторые спортсмены поворачивали подвижные трубы вилки выносом оси назад, уменьшая тем самым длину мотоцикла. В конус глушителя вваривалась трубка, одетый на неё шланг продольной прорезью одевался на корпус карбюратора. Выхлопные газы не давали образоваться наледи на карбюраторе, и заслонка перемещалась свободно. Окно корпуса воздушного фильтра обклеивалось мельчайшей капроновой сеткой, предотвращая попадание снежной пыли и воды на фильтр. Устанавливался длинный рычаг переключения передач, что позволяло легко управлять коробкой переключения передач в валенках. С помощью установки более короткой трубки изменялась настройка выхлопной системы, соответственно глушащая часть (заглушка) устанавливалась не с правой стороны, а с левой. Переднее колесо устанавливалось меньшего размера, используя ступицу колеса CZ-518 и термообработанный обод, специально изготовленный на заводе. Покрышка использовалась модели Л-131 3,25-19″ прозванной среди спортсменов «метёлкой». На задний обод одевалась так же ленинградская покрышка Л-275 5,00-18″, так называемая «пятёрка». Ловкими движениями «болгарки» на плоских поверхностях резиновых шипов наносились неглубокие прорезы. С такой нехитрой доработкой мотоцикл на обледенелой трассе был более послушен. Кроме этого каждый спортсмен строил мотоцикл под себя, изменяя положение подножек и положение руля.
В 1982 году на мотоциклах «Восход-250 СКУ-5» сборная команда СССР победила в 7-этапных международных соревнованиях на «Кубок Дружбы» соцстран. За это достижение коллективу СКБ была объявлена благодарность, и было выделено 8 тыс. руб. для премирования рабочих и инженерно-технических работников, премию в 250 руб. получил начальник СКБ Юрий Данилов.
С середины 80-х отпала надобность в «уникальных» кроссовых мотоциклах – в СССР стало всё больше поступать импортных машин. Ковровский завод уже не мог конкурировать с «раскрученной» мировой мотопромышленностью. Последняя машина в ряду спортивно-кроссовых «ЗДК-250 СК-8» была разработана в 1991 году.
Сегодня увидеть легендарный кроссовый мотоцикл «Восход-250 СКУ-5», который какое-то время был на уровне мировых образцов (всего было собрано не более 50 шт.), можно в заводском музее ЗиДа. А также у Ковровского коллекционера Николая Тубаева…
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТОЦИКЛА «ВОСХОД-250 СКУ-5»
Рабочий объём двигателя, см3 247,3
Размерность (диаметр цилиндра х ход поршня), мм 70 х 64
Максимальная мощность, л.с. / об/мин 40/8000
Охлаждение воздушное
Число передач 5
Масса сухая, кг 103
База, мм 1460-1520
Ход вилки (по оси колеса), мм 300
Ход маятника (по оси колеса), мм 300
Колёса 3,00-21 или 3,25-19 / «4,25-18″ или 5,00-18»
Тип задней подвески 2-амортизаторная
Тип переднего тормоза барабанный, 2-кулачковый
Диаметр переднего тормозного барабана 130 мм
Тип заднего тормоза барабанный, 1-кулачковый
Диаметр заднего тормозного барабана 160 мм
Шум общий, дБ/А 107
Николай, привет! Очень красивое «железо», приятно знать что мы проектировали и изготавливали такие мотоциклы! Спасибо!
Я постараюсь выложить на сайте то, о чём давно уже забыли.
Николай! Думаю по вашей теме http://moto.drom.ru/novokuznetsk/buy/kuplju-motocikl-motobolka-smb-3-voshod-25215214.html
Здраствуйте Николай. Очень интересная статья. Давно мечтал узнать подробно о спортивных ковровских мотоциклах. Статья и фото отличные. Такие подробности если бы по каждых моделях. Удачи Вам.
у друга в степанцеве такое чудо было…это не оно у вас ли.
насколько я знаю.за ним вы давно удочку вольдемару закидывали)))как он говорил.жаль хороших людей все меньше и меньше.
ага прочитал статью все понял)))поздравляю!!!
добрый день имею восход 250 ску8 хотел пообщаться по етому поводу я из пензы т 8 905 365 38 72
Обливается сердце кровью, что наших восходов больше не будет…